Найти тему
Путь продолжается

Глумится ли Глумов?

Я сразу отвечу на вопрос, вынесенный в заголовок. Нет, Глумов не глумится, он так живёт. Глумится над пороками драматург-сатирик Александр Островский. Так можно? Глумиться и любить? Разум сопротивляется, говорит, что, вроде, нет, нельзя. Давайте попробуем по-другому. Кто из известных писал только о Москве, и был ей слепо верен как муж, который закрывает глаза на все выкрутасы своей суженной? Гиляровский? Да, но у него больше публицистика, и были у него другие книжки, просто о великом городе и его жителях - самая популярная. А вот этак художественно да "за жизнь"? Александр Островский. Мы ж даже спорить не будем, правда? Или будем? Как хотите.

Актёры театра Джигарханяна
Актёры театра Джигарханяна

Который раз я смотрю "На всякого мудреца довольно простоты"? Не могу вспомнить. Третий или четвёртый. И читал пьесу, правда в юности. Кстати, именно на бумаге фамилия Глумов выглядит такой говорящей, как модно тогда было у писателей. На сцене она на слух так не воспринимается. Глумов и Глумов, мало ли. Кстати, в нынешней пьесе Глумова неплохо исполняет артист Альберт Хасиев.

Вот для вас какая самая говорящая фамилия у Островского? Для меня - Кабаниха. Даже не помню, фамилия это или прозвище, но точно помню, что вечно она шпыняла ту, что "луч света в тёмном царстве". А о Глумове так сразу и не подумаю. Скорее, начну вспоминать чеховских, салтыково-щедринских и гоголевских персонажей. Даже Достоевского вспомню с его зловещей в своём чёрном юморе говорящей фамилией главного персонажа в "Преступлении и наказании". А о Глумове, нет, о Глумове не вспомню.

Конец февраля 2022-го года. Я в театре Джигарханяна на Ломоносовском проспекте. И как только произносишь название, как только подходишь к большому параллелепипеду здания театра, расписанного восточным орнаментом, сразу вспоминаешь недавнюю историю злоключений театра, и понимаешь, что Глумов, конечно, современен, актуален. Не важно какого он возраста, каких политических взглядов, мужчина или женщина. Глумов жив, и, не он нам, а мы ему "прикажем долго жить".

Актёры театра Джигарханяна
Актёры театра Джигарханяна

Сюжет пьесы пересказывать не буду. Как говорится, читайте классику. Персонажи для любителей театра известны так же, как школьнику, "проходящему" творчество Гоголя, известны персонажи "Ревизора".

Все актёры играли на хорошем профессиональном уровне. Мне больше остальных понравился Крутицкий, "старик, очень важный господин", в исполнении актёра Петра Ступина.

Кланяется актёр Пётр Ступин
Кланяется актёр Пётр Ступин

Интересная декорация - меняющий своё положение потолок, то выше, то ниже, и с разными углами наклона.

На что можно побурчать? Сейчас припомню. Манефа, гадалка, - переигрывает. Две приживалки в коротеньких платьицах с разрезами чуть ли не по пояс немного "не из той оперы" для этого спектакля. Хотя режиссёрская задумка понятна, никакие они не истовые богомолки, а корыстные девахи, ни в коей мере не усмиряющие плоть. Ну и брючный костюм Клеопатры Львовны не к месту в патриархальной купеческой Москве. Понятно, что в брюках актрисе Ксении Громовой удобней выполнять режиссёрскую задачу "горячих" сцен, но можно было бы что-нибудь придумать.

Это мелочи. Общее впечатление - спектакль хороший, актёры молодцы, режиссёр - Сергей Газаров - молодец. Ещё больший молодец драматург Александр Островский, само собой разумеется. Спасибо театру Джигарханяна, что бережно отнеслись к пьесе классика русской драмы.