Сторожевой корабль проекта 11351 («Нерей») для черноморских пограничников заложили 2 апреля 1993 года на стапелях керченского завода «Залив» 2 апреля 1993 года. Он был восьмым в данной серии кораблей. Назвать сторожевик решили «Кировым» и служить он, как предполагали, будет на Чёрноморском флоте. Корабль по тем временам был оснащён современным вооружением и являлся достаточно мощной боевой единицей и очень ходким.
Его стандартное водоизмещение составляли 3100 тонн, полное – 3500 тонн. Длина корпуса – 123 метра, ширина – 14,2 метра, осадка – 4,7 метра. Корпус сторожевика не был защищён бронёй. Силовая энергетическая установка обладала мощностью 56 тысяч лошадиных сил и позволяла кораблю развивать скорость полного хода – 32 узла. Автономность сторожевика равнялась 30 суткам, экипаж составляли 180 человек. Его вооружение: ракетные установки ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса» - МА2, зенитное вооружение, 32 мины заграждения, два торпедных аппарата калибра 533мм, 2 реактивных бомбомёта РБУ-6000.
В июне 1992 года при делёжке бывшего Советского флота (в результате Беловежского сговора, которым уничтожалось государство Советский Союз) сторожевик перешёл в собственность ВМС Украины, и его переименовали из «Кирова» в «Гетмана Сагайдачного» (в честь национального героя Петра Кононовича Конашевича-Сагайдачного).
Он являлся православным шляхтичем русского воеводства из Перемышльской земли (город Самбор) и предводил здесь реестровыми казаками на службе Речи Посполитой. Его упоминают историки, как одного из организаторов казацких походов против Крымского ханства Османской империи, а также как мецената православных школ.
4 июля 1993 года сторожевой корабль поднял военно-морской флаг Украины.
В период службы фрегат «Гетман Сагайдачный», уже ставший к тому времени флагманом украинского флота, совершил официальный визит во Францию, в 1995 году деловой визит в АбуДаби (Объединенные Арабские Эмираты) на выставку оружия «Айдекс-95». В том же году корабль посетил порты Варна (Болгария) и Специя (Италия). В1996 году он же совершил первый трансатлантический поход во главе кораблей ВМС Украины в США в порт Норфолк. Тогда же были совершены деловые визиты (дважды) в порты Гибралтар (Великобритания) и в Понта-Делгада (Португалия) на Азорских островах.
В 1996 «Гетман Сагайдачный» посещал с дружескими визитами Поти, Стамбул и Варну. В июне 1999 года корабль совершил официальный визит в составе отряда кораблей ВМС Украины в Израиль, в порт Хайфа. В 2000 2004 года самостоятельно и в составе групп кораблей фрегат посещал различные порты Турции и Болгарии.
Корабль принимал на своем борту высших государственных деятелей: Президента Украины Л. Кучму (1996, 2000, 2001), Президента Российской Федерации В. Путина (2000, 2001), Президента Украины В. Ющенко (2005), премьер-министра В. Януковича (2010).
В 2008 году корабль на протяжении 3 месяцев участвовал в военно-морской операции «Активные усилия» в Средиземном море. Вот, пожалуй, и вся его боевая биография.
Однако уже вскоре после предательского сговора и дележа СССР в Беловежской пуще фрегат в качестве флагманского корабля показался украинцам «предметом» несолидным, и они задались целью подобрать из разграбленного советского наследия чего-нибудь посущественнее.
В Николаеве в ту пору достраивался, заложенный в октябре 1987 года ракетный крейсер «Адмирал Лобов» - очень солидный корабль, с пусковыми установками мощных на тот час ракет «Базальт». Достаточно сказать, что в этом же ряду тихоокеанский крейсер «Варяг», черноморский «Москва», североморский «Маршал Устинов». Вот на «Лобова» и нацелились ялчные взоры украинских политиков. И не беда, что этот мощный корабль ещё не был достроен. Достроим. – решили в самостийной Украине и… законсервировали «Адмирала Лобова» на николаевском стапеле с радужной перспективой обзавестись ударным кораблём. Но, видно, не подсчитали грошей! То ли их тихо разворовали, то ли с самого начала денег оказалось явно недостаточно. Так крейсер на годы и застрял на стапеле в Николаеве. Хотя для пущей важности его гордо переименовали, и теперь он назывался «Украина».
Сегодня фрегат (сторожевой корабль) «Гетман Сагайдачный», по-прежнему считается флагманом Военно-морских сил Украины, но, как бы помягче выразится – он не совсем современный и боеспособный. Такой вывод, например, сделал украинский военный эксперт Тарас Чмут.
Из его заявления следует, что данный «единственный полноценный боевой корабль» украинского флота за почти 30 лет службы не проходил комплексной модернизации, «и даже его ремонт был точечным и несистемным». Несмотря на то, что в момент первого спуска на воду он, в самом деле, являлся оптимальной боевой единицей, сейчас корабль уже утратил свою мощь и даже редко выходит в море.
Тот же Тарас Чмут видит три варианта дальнейшей судьбы «Гетмана Сагайдачного». В первом случае нужно оставить, всё как есть и в дальнейшем корабль списать. Вторым вариантом он называет ремонт корабля с частичной модернизацией, которая позволит флагману решать базовые задачи. Третьим вариантом он предложил глубокую модернизацию с заменой ключевых систем и вооружений, однако, предупредил - в этом случае есть шанс никогда не завершить процесс усовершенствования из-за его дороговизны.
Эксперт также резюмировал, что фрегат «Гетман Сагайдачный» в настоящее время является единственной «платформой», на которой украинский военный флот может совершать дальние походы, готовить экипажи морской авиации, гидроакустиков и, как следует из его цитаты: «выращивать моряков, для которых море — родная стихия».
А как же бывший «Адмирал Лобов» - новобытная «Украина»?! С этим кораблём тоже «случился облом». А если выражаться точнее и образнее, тот самый момент, когда от жадности, если на весь батон хлеба денег нет, так, хоть часть его надкусить.
27 января этого года, как стало известно, правительство Украины после многолетних проволочек окончательно решило утилизировать или продать этот недостроенный тяжелый ракетный крейсер, предварительно сняв с него всё вооружение. Подчёркивается, что сегодня позиция Киева по этому вопросу является окончательной, так как споры о судьбе корабля длятся уже десятки лет, а вопрос о его продаже передается от одного правительства к другому.
Получается, долго ещё плыть флоту самостийной Украине без своего флагманского корабля. И почему-то просится на слух подзабытое выражение знакомого старого моремана – флоту без флагмана, всё равно, что стране без царя в голове.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.