Найти тему
Осторожно: муж!

Этот таинственный Вертинский

Преображение Алексея Филимонова: из гопников в аристократы
Преображение Алексея Филимонова: из гопников в аристократы

Он не любит давать интервью. Избегает журналистов. И даже на шоу «Вечерний Ургант» вел себя так, будто его туда затащили силком, откровенно дурачился, серьезно не ответив ни на один вопрос. Поэтому особых надежд на беседу с исполнителем роли великого шансонье в сериале «Вертинский» у меня не было. Написала ему в Инстаграм -- ответа не получила. Позвонила – ответили: «Вы ошиблись номером». Тогда разыскала агента актера и написала ей. Через пять минут пришел ответ: «Алексей даст вам интервью».

И вот этот загадочный, неуловимый человек уже звонит мне и, кажется, вот-вот начнет мило грассировать, как в фильме, благодаря которому стал настоящей звездой российского кино. Теперь на улице или в ресторане его узнают, восклицая: «Смотрите, Вертинский!». Мы поговорили с Алексеем Филимоновым о том, насколько сложно ему далась роль шансонье, приезжает ли артист в Иркутск, как проводит свободное время, насколько он влюбчив.

ПЕРЕИГРАЛ ВСЕ "ДНО"

- Что для вас Иркутск? Какие воспоминания у вас с ним связаны? Как часто сюда приезжаете?

- Я очень люблю свой город. И воспоминания у меня о нем самые разные. В основном, детские. Ведь я уехал из Иркутска в девятнадцать лет. Иркутск – это школа, друзья, какие-то проделки. Приезжаю регулярно. У меня здесь друзья. Мама живет в Усолье. Навещаю ее.

- Это правда, что вы не любили школу и урокам предпочитали тусовки с друзьями?

- Нет, школу я не прогуливал. Мама очень расстраивалась. Я не был никогда хулиганом. Но у меня была странная репутация: если что-то случалось в школе -- ломалось, например, почему-то во всем обвиняли меня. Я просто был веселый, подвижный. Но ходил в школу только для того, чтобы маму не огорчать.

- А в театральном училище интереснее было учиться?

- Намного. Я познакомился с людьми, с которыми можно было разговаривать, а не только бегать и заниматься всякой ерундой. Я словно попал в другой мир – мир людей, которые развиваются, думают, к чему-то стремятся. В театралке я жил, даже вечером домой уходить не хотелось.

- Вы как-то сказали, что если бы не уехали из Иркутска, то, скорее всего, пошли бы в армию или поступили бы в ПТУ. Это так?

- Да. Спасибо моей учительнице Наталье Георгиевне Гавриловой, которая буквально взяла меня за руку и отвела в Иркутское театральное училище. Что-то она во мне разглядела, хотя я и сам ничего тогда о себе не знал.

- Кстати, именно в Иркутском театральном училище вы познакомились с Иваном Вырыпаевым, который потом пригласил вас на главную роль в фильм «Кислород» …

Санек в фильме Ивана Вырыпаева "Кислород" весьма неоднозначный герой. Исполнители главных ролей Алексей Филимонов и Каролина Грушка
Санек в фильме Ивана Вырыпаева "Кислород" весьма неоднозначный герой. Исполнители главных ролей Алексей Филимонов и Каролина Грушка

- Да, мы с Ваней друзья. И роль эта для меня особенная. Я очень хотел сниматься. Образ Санька такой сложный, неоднозначный, в нем много всего намешано. Сначала я посмотрел спектакль и примерно понимал, что Иван хочет. И у нас не возникало никакого непонимания. Но когда в студии надо было записывать текст, я заболел. И с температурой 40 четыре дня писал видео со звуком. Делал перерывы, спал и опять записывал. Такая вот история.

- За пятнадцать лет своей кинематографической карьеры вы играли довольно много, но роли, по сути, были однотипные. Как вы признались Урганту: «Я переиграл все дно». Почему так долго не могли «выбраться» из одного актерского амплуа?

- Потому, что режиссеры чаще всего подбирают актеров по типажу. Похож на продавца – будешь продавать. Похож на бандита – будешь бандитствовать.

- А вы разве похожи на бандита?

- Видимо, так казалось режиссерам. Но на самом деле мне каждая моя роль дорога. Я вообще довольно легко встраиваюсь в любую команду и в любой образ.

"БУДЕШЬ ИГРАТЬ ТЫ!"

- Вот как живописно ваш коллега, артист Сергей Рост описал момент вашего прихода на пробы к Авдотье Смирновой: «Он пришёл как какой-то гопник — сандалии, носки. Совсем не похож на дворянина, не аристократ! И Дуня говорит: «Вы опоздали, выглядите ужасно, да что с вами, почему вы такой? Вы хоть сценарий читали?» И тут наступила ещё более зловещая тишина, потому что все знают, что если он скажет, что не читал, это верная смерть. А по лицу было видно, что он не читал».

- Да, я опоздал. Форс-мажор. Но я все же прочитал две серии, чтобы хоть понимать о чем речь. Какой смысл читать весь сценарий, когда у тебя нет шансов сниматься в фильме?

- Почему вы были так уверены, что вас не возьмут?

- Много разных сложностей было. Ехал на встречу без особой надежды. Так и сказал режиссеру: «Да ладно, всё равно вы меня не возьмете, я — не формат». А она ответила: ««А вот это позвольте мне решать, кто формат, а кто не формат!». Наверное, Авдотья посмотрела мои работы и почувствовала, что смогу исполнить роль. Даже и проб то не было. Я переоделся, нанес грим, Авдотья посмотрела на меня и говорит: «Вертинского будешь играть ты, решено!».

- «В гримерную ушёл босяк, а вышел аристократ. Алексей преобразился — у него выпрямилась спина, появились манеры, и он на одном дыхании проговорил на камеру выученный текст». Опять цитирую Роста. Получается, вы «слету» вошли в образ.

- Но я долго раздумывал – соглашаться ли. Сложно играть известного человека, историческую личность, к тому же абсолютно на тебя непохожего. Но Авдотья сказала: «Не надо копировать Вертинского, играй свое ощущение от него». Поэтому я не читал его книги, а, в основном, слушал песни, смотрел видеозаписи, фотографии. Плюс добавил в образ и что-то свое. Воображение на самом деле многое дает актеру. Ну и, конечно, мы консультировались с историками, чтобы сделать образ более достоверным, глубоким.

- Что было для вас самым сложным в работе над образом Вертинского?

- Самым сложным было работать по 16 часов в день. И если раз в десять дней выдавался выходной – это было счастье. Проект был большой, и чтобы всех соединить, чтобы у всех совпали графики, приходилось снимать не блоками, а каждый день. Однажды я не приехал на смену, потому что утром потерял сознание. Не высыпаться на протяжении полугода тяжело. Организм ведь не железный.

Алексею все съемки пришлось ходить на каблуках, по нескольку раз в день "молодеть" и "стареть", набирать вес и худеть
Алексею все съемки пришлось ходить на каблуках, по нескольку раз в день "молодеть" и "стареть", набирать вес и худеть

- Во время съемок вам пришлось поправиться на 16 килограммов. Как вам это удалось?

- Я ходил в тренажерный зал, питался по специальной методике. За два-три месяца набрал вес и замечательно себя чувствовал. В кадре это было незаметно и делалось не для того, чтобы казаться толще, а чтобы выдержать тяжелую дистанцию съемок. Надо было свое здоровье немного подкрепить. Ведь когда мало спишь и много работаешь, теряешь вес. А если ты и так худой (мой вес прыгает от 55 до 60 кг), то вообще умереть можно.

- В одном интервью вы утверждаете, что надлом и трагедия Вертинского несколько преувеличены? Что вы имели в виду?

- Жизнь его была настолько интересной, яркой, местами опасной, местами беззаботной, что скучать ему точно не приходилось. Он был богемным, легким и веселым, его любили прекрасные женщины, ему аплодировали королевские особы, он сказочно богател, потом всё терял, беднел. Его сценический образ и необычный стилем выступлений принесли ему успех и славу. Думаю, Вертинский был счастливым человеком.

- В фильме Наташи Меркуловой «Человек, который удивил всех» вы играете тракториста. В «Вертинском» -- утонченного аристократа. Наверное, сложно перевоплощаться в таких разных героев, проживать чужие жизни? У вас есть свои творческие фишки?

- В этом и интерес – пробовать что-то новое. У каждого актера – своя кухня. Но это сложно объяснить словами: это тонкая, внутренняя работа.

- Как вы относитесь к критике? На «Вертинского» было много и разгромных рецензий.

- Никак не отношусь. Я просто их не читаю. Это личное дело каждого. Кому-то нравится, кому-то нет. Каждый имеет право на свое мнение.

- А вы самокритичны? Когда смотрели отснятый материал, вам все в своей работе нравилось?

- Ни один актер никогда не бывает доволен собой на сто процентов. Конечно, есть эпизоды, которые я сейчас сделал бы по-другому. Актерство – такое дело, можно одну и ту же сцену сыграть по-разному. Вообще не могу оценивать свою работу объективно. Маме – понравилось. Я много теплых откликов получил из Иркутска, от своих друзей, одноклассников. И это очень приятно.

- Вам, насколько я знаю, весь фильм пришлось ходить на каблуках высотой семь сантиметров. Было, наверное, неудобно?

- Да, я раньше на них не ходил. Вертинский был высокий, а мой рост -- метр 73 см. Привыкал долго, вечером спина болела. Потом привык – и нормально.

- Ну вы теперь знаете, как нам, женщинам, тяжело.

- И у меня по этому поводу возник вопрос: зачем? Чтобы выглядеть выше? Это не стоит таких жертв.

- Кстати, о жертвах. В фильме вы сами исполняете знаменитые песни шансонье: «То, что я должен сказать», «Кокаинетка», «Лиловый негр», «Над розовым морем», «Желтый ангел». Сложно было обучиться вокалу?

- Месяца два брал уроки пения. Но я не копировал Вертинского. Сегодня такое исполнение было бы немного старомодным, что ли. Но именно песни помогли мне лучше понять характер моего героя. В них -- вся его суть.

ВЛЮБЧИВЫЙ ОДНОЛЮБ

- И какой, по вашим ощущениям, Вертинский?

- Он жил от влюбленности к влюбленности. Большая история связывала его с Верой Холодной. Она помогла Вертинскому дебютировать, ей посвящены его первые песни. Сильные чувства вызывала в нем Марлен Дитрих. Они познакомились в Париже, позже встретились в Америке. Жена появляется только в последних сериях — ей по сценарию 19, ему -- 50. Интересно было сыграть такой возрастной диапазон. Когда я играл пожилого Вертинского, меня долго гримировали, подкладывали в костюм овечью шерсть для полноты, приходилось носить это в сильную жару.

"Шансонье жил от влюбленности к влюбленности. Женщины давали ему стимул жить и сочинять"
"Шансонье жил от влюбленности к влюбленности. Женщины давали ему стимул жить и сочинять"

- Есть ли у вас и вашего героя точки соприкосновения?

- Он был нежным и чувствительным человеком. Я не такой. Хотя какие-то общечеловеческие качества нас роднят.

- А вы влюбчивый? Судя по вашим фотографиям в Инстаграме, все время находитесь в окружении красивых девушек.

- Профессия у меня такая. Актеры любят показывать какие они веселые и компанейские. Хотя я сейчас от всех спрятался, живу за городом. Но да, часто фотографируюсь с коллегами и друзьями. Влюбчивый ли я? Скорее все же однолюб. Хотя сейчас однозначно не отвечу на ваш вопрос.

- Говорят, нередко актеры влюбляются в своих партнеров по фильму. Не бывало у вас романов на съемочной площадке?

- Такое, действительно, случается часто (задумывается). У меня вроде не было.

- Слышала такой случай из вашей биографии: в юности вы подрабатывали ведущим в ночном клубе и в вас влюбилась одна девушка. Она пыталась как-то вас расположить, а потом начала угрожать бандитами. Это правда?

- Да, это было давно, еще в Иркутске. Девушка не то что угрожала, она попросила своих знакомых поговорить со мной. По душам. Но так получилось, что эти ребята были и мои приятели. Мы посмеялись и разошлись.

- Девушка так от вас ничего не добилась?

- Добилась, но не таким способом. В этом деле силой ничего не решишь. Вообще, в жизни каждого человека может быть миллион влюбленностей. Они мимолетны. А любовь – это что-то более тотальное. Тебя она просто накрывает.

- То есть у поклонниц все-таки есть шанс вам понравится?

- Конечно, я ведь живой человек.

И КИНО БЫВАЕТ МНОГО

- Как обычно проходит ваш день?

- Если я работаю, то встаю в пять-шесть утра и еду на работу. Если не снимаюсь, то занимаюсь чем-нибудь полезным. Какие-то проекты с друзьями придумываем – с актерами, сценаристами, режиссерами. Хотим снять свой фильм. Уже есть идеи.

- А чем занимаетесь в свободное время? Ходите ли в тренажерный зал?

- Зарядку делаю обязательно. Когда бегаю, когда плаваю, когда хожу в зал. Катаюсь на роликах, на мотоцикле. По настроению.

Роль Александра Вертинского превратила Алексея Филимонова в звезду российского кино
Роль Александра Вертинского превратила Алексея Филимонова в звезду российского кино

- А в кино ходите?

- Практически нет. На работе у меня кино, еще и в свободное время кино -- это перебор.

- Сейчас у вас уже есть предложения? Где зрители смогут вас увидеть в ближайшее время?

- Скоро выйдут два фильма, где я исполняю главные роли. Пока не знаю под какими названиями они выйдут. Совсем скоро на Первом канале стартует сериал «Деревенская драма». Там я играю человека, который влюбился в жену соседа. А потом соседа убили. И моего героя посадили в тюрьму. Потом он выходит на волю и начинает искать убийцу.

- Вы мечтаете о какой-то роли, может, хотите поработать с каким-то определенным режиссером?

- Я не мечтаю. Надеюсь, что если у меня будет работа, то это будет достойная роль у достойного сценариста и режиссера. Надеюсь, что попаду в хорошую команду.

МНЕНИЯ

Наташа Меркулова, режиссер:

«Леша – это явление»

- Лешу Филимонова я первый раз увидела в короткометражке Вырыпаева и подумала тогда: где люди берут таких актеров? Таких, которым и говорить ничего не надо. Вот он две секунды на экране, а уже рассказал мне взглядом, позой, улыбкой всю историю. Не просто рассказал, заинтриговал, зацепил… Ходит, молчит, а я смотрю и мне не скучно. Лёша, конечно, явление -- piece of art (произведение искусства – прим. авт.). Я давно мечтала с ним поработать. И как только мы с Алексеем Чуповым (моим соавтором) начали работать над «Человек, который удивил всех», Филимонов сразу был в голове. Я счастлива, что Лёша согласился сыграть в нашем фильме. Он уникальный актер и классный парень.

Ольга Лучинина, одноклассница Филимонова:

«В Вертинском многое про Алексея»

- С Лешей мы вместе учились с 1 по 9 класс в школе №1. Он любил шутить, шкодничать, но по- доброму, с хэппи-эндом. Был забавным, подвижным, ко всему относился с фантазией. Как-то вместе с мальчишками «выследил» после школы, где я живу. А потом пришел и пригласил меня в кино. Бабушка у меня была очень строгая, но с Лешей меня отпустила. Так ее растрогала его вежливость и галантность. Мы сходили в «Баргузин», три часа смотрели «Унесенных ветром». Однажды он купил в "Магазине приколов" ручку с исчезающими чернилами" и как бы случайно брызнул мне на новое платье. Пока я охала и ахала, чернила исчезли, и мы посмеялись. Алексея помнят и все наши родители: когда за кем-то из детей приходили, он выбегал в холл и со всеми здоровался.

Думаю, Вертинского Алексею играть было, с одной стороны, легко. Потому что многое в нем -- про Алексея: простота, порой даже наивность, открытость, доброжелательность, обаяние, тонкое чувство юмора и, конечно, талант. Но, с другой стороны, играть биографические роли сложно и ответственно. Нужно «попасть в образ». Горжусь, что училась с таким талантливым актёром и хорошим человеком. Рада, что мы общаемся и что Алексей для нас всё тот же Филя (его школьное прозвище). Популярность никак его не испортила.