Найти тему

Поезд с турбиной

Редкий гость, на станции Конаково ГРЭС

Дело было вечером, делать было нечего. В один из декабрьских вечеров я, как обычно, сидел дома за компом и листал ленту в ВК. Давал о себе знать мой новый ночной график работы, когда ты отсыпаешься днём, а ночью бодрствуешь. Кстати, именно благодаря ночным сменам я узнал, что оказывается ночью, на нашей тупиковой станции движение, не менее интенсивное чем днём. Дело в том, что железная дорога огибает город полукругом, поэтому практически из любой точки города можно услышать что на станцию пришел тот или иной состав. По ночам это в основном грузовые поезда (даром, что всё электрифицировано, но почти всегда это тепловозом привозят несколько вагонов), иногда гоняют путейцы на мотрисах. Но в ту ночь меня ждал сюрприз. На часах было примерно 00:30, а на экране компьютера появилось сообщение от провайдера, что деньги за интернет закончились. Что же, пришлось одеваться и идти до ближайшего банкомата, где можно внести наличные для онлайн оплаты. Не самая приятная прогулка – ночью, ещё и в снегопад… Но делать было нечего, спать не хотелось, пришлось идти. Но пока я скармливая купюры банкомату мне послышался, до боли знакомый, звук тифона электровоза. ГРУЗОВОГО электровоза! Сомнений быть не могло, к станции следует грузовой электровоз ВЛ10 и скорее всего не один.

1. Электровоз ВЛ10-1389 на линии Решетниково - Конаково ГРЭС, июль 2014. Фото Tenya
1. Электровоз ВЛ10-1389 на линии Решетниково - Конаково ГРЭС, июль 2014. Фото Tenya

Как писал в своём ЖЖ один из машинистов: «Сегодня мы управляем маленьким электровозом. (Малыш - это прозвище в нашем депо электровозов ВЛ10. В общем-то, малыш весит 184 тоны, прёт как сатана, а тифоном можно мёртвых воскрешать, но всё равно, для нас этот антиквар 74-года рождения останется малышом.))»

Блин, мне сейчас до станции рукой подать, а фотоаппарат предательски остался дома, значит придётся бежать обратно за ним. Быстрым шагом несусь по спящему городу, на подходе к дому слышу три коротких гудка, стало быть, поезд остановился. Открывая дверь подъезда слышу один длинный гудок, значит он отцепляется от состава, а времени у меня остаётся всё меньше.

Всего электрифицированных путей на станции Конаково ГРЭС пять. Один занят ночным отстоем электричек, но другом остался состав, который притащил наш электровоз. Поэтому для того что бы обернуть электровоз, его нужно загнать в конец станции, где имеется участок контактной сети длинною метров в 50.

2. Оборотный тупик станция Конаково ГРЭС, именно тут оборачиваются электровозы
2. Оборотный тупик станция Конаково ГРЭС, именно тут оборачиваются электровозы

Для оборота электровоза этого более, чем достаточно, но некоторые «ювелиры» из депо Крюково умудрялись оборачивать там целые 12-ти вагонные электрички, загоняя и вытягивая машину на одном «токоприёмнике».

Затем бригада меняет кабину управления, подтягивается к посту ЭЦ, там от дежурной получает бумажки и стартует под зеленый сигнал светофора. Вся эта процедура занимает минут 15, значит у меня есть призрачный шанс успеть хотя бы к отправлению.

Бегу к станции, по пути слушаю гудки локомотива, пытаясь понять где он сейчас находится: три коротких, длинный, три коротких, длинный, опять три коротких, длинный. Хм, походу локомотив заехал под поезд, значит скоро отправление, к счастью я уже подбегаю к станции. Перебегаю парковку, по тропинке огибаю платформу и вот я уже «выныриваю» у выходных светофоров станции. У платформы стоит ЭТ2М-113, прекрасно освещенная прожекторами, мелькает мысль, что хорошо бы её сфоткать, но сразу отказываюсь от этой затеи, электричка никуда не денется до утра, а вот «ВоЛ» может укатить в любой момент. Обойдя электричку вижу ВЛ10-693, стоящий примерно в 200 метрах от меня, с каким-то непонятным составом. (листайте галерею)

Итак, в чём же необычность этого поезда? Во-первых, это то, что локомотивом был электровоз, редчайший гость в наших краях, в прошлый раз он мне попадался на Конаковской ветке несколько лет назад, при том, что совсем недавно, в 00-е всё грузовое движение было на них. Во-вторых, уникальна сама установка ПОМ «Ветерок», она же пневмоочистительная машина. Предназначена в основном для скоростной очистки однопутных и двухпутных перегонов от снега. Принцип работы следующий: на секции ПОМ установлены две турбины, благодаря которым создается мощный поток воздуха. Воздух выходит через специальные сопла и выдувает снег с пути в сторону. Электроэнергию ПОМ берет от локомотива: тепловоза или, как в нашем случае, электровоза. Обратите внимание, что на морде у ВЛ10 есть специальный провод, по нему то и подается напряжение в 3кВ. на силовые агрегаты машины ПОМ.

В отличии от плужных снегоочистителей типа СДПМ, ПОМу не надо убирать отвал около мостов, тоннелей, платформ и стрелочных переводов, он может работать везде практически не снижая скорость. Из минусов – нежелательна работа на станциях, так как выброшенный снег будет засыпать соседние пути, да и кроме снега иногда может сдуть и щебёнку, поэтому работа у пассажирских платформ тоже нежелательна. Для очистки снега на станциях используют в основном снегоуборочные машины СМ2 и аналогичную им технику.

4. Электровоз ВЛ10-693 со снегоочистителем ПОМ, станция Конаково ГРЭС
4. Электровоз ВЛ10-693 со снегоочистителем ПОМ, станция Конаково ГРЭС

Но вернёмся к сегодняшнему вечеру. Несмотря на поздний час, на станции было весьма многолюдно. Помощник машиниста осматривал электровоз, у ПОМа крутились составитель и оператор машины, а ЭТ2М-113 осматривал машинист. Увидев меня с камерой и штативом задал вопрос:

- А чёй-то вы тут делаете? – да, да прямо с интонацией как в том самом фильме.
- Электровоз фотографирую.
- А зачем?
- Просто так, для себя.

На этом наш диалог машинистом закончился. Машинисту было скучновато, а что ещё спросить он не придумал.

5. Проверка работы турбин ПОМ на станции Конаково ГРЭС
5. Проверка работы турбин ПОМ на станции Конаково ГРЭС

Отсняв электровоз, я направился к центру станции, чтобы сфотографировать электричку. Сделав кадр, заметил белое пятно прямо по центру состава. Сначала подумал, что в объектив попал снег, но тот оказался кристально чистым. Посмотрев на ПОМ увидел как из под него вырвалось снежное облако, которое медленно оседало на стоявшем рядом электропоезде. Бригада проверила работу «ветерка» и составитель пошёл докладывать дежурной по станции о готовности. А я тем временем развернулся на 180 градусов и пошел снимать вторую электричку стоявшую на соседнем, 3-м пути. Вообще 3-й путь самый снимабельный, хорошее освещение и во всей красе видны трубы Конаковской ГРЭС на заднем плане. Фотки получаются огонь! Хотя в этот раз получилось так себе (листаем галерею)

Сделав ещё пару кадров, фотоаппарат который я не заряжал ещё с поездки в Шую, моргнул экраном и выключился. Бригада ПОМ начала работы, а я, сложив штатив направился в сторону дома отогреваться горячим кофе, на часах было уже 01:40.

На этом все, до новых встреч.

Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилась статья — порадуйте автора лайком или сделайте репост.

Не забудьте подписаться на канал «Октябрьская магистраль» !

Пишите комментарии, задавайте вопросы. Рад общению с вами!