Найти тему
Олег Подузов

21. Советские гоночные мотоциклы: Ковровские мотоциклы.

Серьезно за работы по гоночным мотоциклам на Заводе им. Дегтярева взялись в конце шестидесятых годов. До этого разработки ограничивались созданием прототипов, которые в серию не шли.

В этой статье использованы некоторые материалы Николая Тубаева - исследователя истории Ковровского завода, с сайта moto-kovrov.ru .

Например, можно упомянуть мотоцикл 1960 года К - 125СШ.

На мотоцикле впервые было применено много новых технических решений. Впуск был золотниковый, для двигателя созданы коленвал и ЦПГ. Мощность при степени сжатия 12 ед. составила 10 л.с. Впервые был применен полуобтекатель, руль типа "клип - он", вентилируемый передний тормоз, перемычка между стаканами передней вилки, пружины задних амортизаторов с прогрессивной характеристикой. Шины для мотоцикла разработал Ленинградский совнархоз, размер 2,5 на 19. При весе 92 кг мотоцикл разгонялся до 115 км/ч.

-2

Был выпущен один экземпляр этого мотоцикла, он принял участие в соревнованиях в Тарту и Таллине, до наших дней он не сохранился.

На базе мотоцикла «Ковровец-125 СШ» (спортивный шоссейный) в 1961 году был спроектирован мотоцикл с объёмом двигателя 175 куб. см. для шоссейно-кольцевых гонок «Ковровец-175 ШК» (шоссейно-кольцевой). Двигатель мощностью 14 л.с. разгонял 85 килограммовый мотоцикл до 125 км/ч, что в отчете об испытаниях было признано недостаточным, была поставлена цель довести ее до 150 км/ч. В 1961 году для внутризаводских испытаний были изготовлены три мотоцикла «Ковровец-175 ШК».

Ковровец - 175ШК.
Ковровец - 175ШК.

В 1971 году был подготовлен Ковровец - 175 ШК в нескольких вариантах.

-4
Опытный вариант Ковровца - 175 ШК
Опытный вариант Ковровца - 175 ШК
Серийный Ковровец - 175 ШК.
Серийный Ковровец - 175 ШК.

В 1972 году он получил название Восход - 175ШК.

Фото из июльского номера За рулем 19970 года.
Фото из июльского номера За рулем 19970 года.

Рама мотоцикла изготовлена из стальных труб 30ХГСА. Передняя вилка аналогична вилкам дорожных мотоциклов с ограниченным 125мм ходом. Трубы вилки покрыты хромом толщиной 9 микрон. Ход заднего колеса 60 мм. Усилие на педаль заднего тормоза 35кг, на рычаг переднего тормоза 15кг. Использована Ленинградская резина Л-169 с размером 3,00Х19 спереди и Л-170 с размером 3,00Х19 сзади.

За время производства мотоцикл модернизировался, поэтому можно выделить ранние и поздние версии.

Ранний Восход - 175ШК, виден глушитель, двуплечая педаль переключения КПП, "короткий" бензобак.
Ранний Восход - 175ШК, виден глушитель, двуплечая педаль переключения КПП, "короткий" бензобак.
-9

Возможность увидеть, как выглядел Восход - ШК 1972 года ,мы имеем благодаря мотоциклу из Ковровского музея при ледовой арене. Завод передал новый мотоцикл музею, таким образом он не участвовал в гонках, не изменялся и не перекрашивался.

-10

На исторических фото Восходы можно видеть разные.

На этой фотографии спортсменки # 11 Valentina Sepala, # 7 Luule Tull. На мотоциклах уже установлены резонаторы.
На этой фотографии спортсменки # 11 Valentina Sepala, # 7 Luule Tull. На мотоциклах уже установлены резонаторы.
Восход 175ШК на трассе, Валерий Бородин.
Восход 175ШК на трассе, Валерий Бородин.
Курьезное фото - Вадим Силов на Ковровце в снегу. На открытии гоночного сезона 1988 года в Каунасе пошел снег и гонки не состоялись.
Курьезное фото - Вадим Силов на Ковровце в снегу. На открытии гоночного сезона 1988 года в Каунасе пошел снег и гонки не состоялись.

Восход 175 ШК стал первым массовым гоночным мотоциклом Завода им. Дегтярева после К - 125С и К - 55С2 пятидесятых годов. В основном они предназначались для юношей и женщин и были основой класса "175 Б" - спортивные мотоцкилы, выпускаемые серийно. Многие выдающиеся гонщики СССР выступали на Ковровцах. На жаргоне тех лет их ласково называли "коврик". Использование деталей серийных мотоциклов позволило наладить массовый выпуск и обеспечить спортсменов запчастями.

-14

Сейчас Ковровцы ШК сохранились в частных коллекциях и в музеях.

Ковровец Martijn Stehouwer из Нидерландов.
Ковровец Martijn Stehouwer из Нидерландов.
Восход из музея Военной техники УГМК в Верхней Пышме.
Восход из музея Военной техники УГМК в Верхней Пышме.

В 1977 году Восход - 175ШК сняли с производства и заменили его Восходом ШК3. Но на соревнованиях он еще продолжал выступать и завоевывать победы. О Восходах ШК 3 и ШК4 мы расскажем в наших следующих публикациях.