Найти тему

Буддистская философия о причинах сущего и целеполагании (немного о Донбасе)

Верёмся опять к философии буддизма, привлекательность которой обусловлена кажущейся простотой. Кажущейся, потому что она требует понимания, работы разума. Тогда всё окажется просто и разложенно по полочкам. Хотя многим оказывается гораздо проще всё объяснить божьим проведением и тем самым свалить с себя отвественность на бога.

Термины "кусала" и "анкусала" я уже не раз упоминал в своих статьях, но чаще всего их понимают усечённо. Только как благие и неблагие, умыелые и неумелые, деяния. На самом деле эти понятия гораздо шире, и в буддизме они означают, прежде всего, благоприятные и неблагоприятные факторы мира. Ну а материальности сознания повторяться не буду. Кусала - положительные аспекты влияния на сознание, акусала - отрицательные. Между ними есть ещё категория, которую упрощенно называют "серединным путём". Буддизм говорит о том, что приявязанность к положительным эмоциям вредна почти так же, как и к отрицательным, но карма. Карма накапливается при привязанностях к отрицательным, которые разрушают сознание, уводят от осознанности и негативно влияют не только на человека, но и на окружение. Низменные чувства, которые тянут в бездну, заставляют перерождаться вновь и вновь, при чём, не в самом лучшем качестве. Злоба, жадность и неведение. Их всего три. (об этом я упоминал в одной из своих статей). Кусала (благотворные факторы) можно просто свести к антиподу этих трёх, для простоты понимания. Факторы акусала кармические, они могут быть обусловлены плохой кармой, и они сами создают плохую карму...

И это исчерпывающий ответ, что движет людьми в этом мире. Злоба, которая основывается на многих причинах, но является при любых внешних причинах только злобой - неприятием чего-то другого. Она бывает, как и всё неблагоприятные факторы, мотивированной и без мотивации. Жадность, по моему мнению, которое исподволь сформировалось во мне, основа любых неблаговидных и преступный поступков. А вот Неведение мотивированным не бывает.

Извините, за столь пространное повторение того, о чём я уже говорил в прошлых статьях, но... это было предисловие. Я просто не могу не коснуться сегодняшней больной темы. Да и буддизм я изучаю и следую ему именно потому, что хочу понять мотивацию движения мира, причины любых потрясений... Что заставляет нашего ближайшего соседа и родного брата делать то, что он делает? Что заставляет некоторую часть нашего народа вдруг перекидываться на сторону аппонента (мягко выражаясь) и с воем критиковать то, на что решилась наша страна. (Именно страна и народ, а не просто президент)?? Что толкает нас в печь западных санкций не смотря ни на что??? Стоит ещё раз ненадолго обратиться к буддистским текстам, которые были переведены с пали на английский, а уж затем на русский. Переводы эти страдают восточной эзотерикой и красивыми терминами, этим самым вводя в заблуждение сторонних читателей. Жадность в русском языке имеет несколько другой смысл, в Типитака же подразумевается Алчность, ненасытное стремление к чему-либо. Злость - слово нейтральное, а тут скорее больше подойдёт как Злоба. Ну и неведение, очень красиво звучит, на самом деле это Заблуждение (вольное или невольное). Это непонимании сути вещей, отрицание законов бытия и Истины, сомнение в ней, которое ведёт к накоплению неблагоприятной кармы, ведь всем известно, как отрицание общеприянтых норм и принципов - путь в бездну. Непонимание того, как на разум воздействуют и как взаимодействуют с разумом эти факторы внешнего мира.

Теперь уже и объяснять, наверное, ничего не надо. Мотивации англо-саксов по отношению к славянскому этносу, к русскому миру, к народам, стремящимся к социальной справедливости, очевидны. У них это называется циничным лозунгом - "Бизнес и ничего личного", хотя в личном успехе без каких-либо сантиментов и кроется причина. Таже подоплёка и в поступках тех, кто стремится не замечать этого ради собственного успеха, спокойствия и материальной сиюмитной выгоды. По моим наблюдениям, все эти борцы "за мир против войны" в обычной жизни не отличались высокими моральными устоями. За редким исключением людей заблуждающихся под воздействием интенсивной промывки мозгов фейками, искуссно вбрасываемыми в социальные сети.

Непонимание причин, невозможность предвидеть последствия, а больше - стремление ещё и получить какие-то бонусы... Мотивация участников противоположной стороны нынешних событий более сложно понять им. Последние несколько дней меня активно упрекают в одержимости местью, кровожаностью и оглпленим пропагандой. Используются и весьма низкие приёмы, как-то злая ирония по типу "легко рассуждать о бедах другой страны, находясь далеко за её пределами". Как будто они сами вещают свои пацифистские лозунги находясь на передой линии.

Буддизм провозглашает Ненасилие, и это тоже ставится мне в вину. Тогда как насилие другой стороны более очевидно. Часто этим аргументов пользуются псевдоЙоги и лжеБуддисты, проповедуя уход от конфликта. Они забывают о взаимодействии факторов акусала с разумом, который (согласно буддизма) должен осознать истину и сделать выбор. Выбор не в пользу отречения от человеческих ценностей, которыми является Ненасилие (панитапада, ахимса). Выбор в пользу кусала - НЕалчности, НЕзлобы, в пользу Понимания истин развития мира. И это совсем не означает активное участие в конфликтах, скорее это внутреннее неприятие конфликта. Как говорил один из моих учителей - если агрессор нападает на тебя ты должен дать ему сдачи, но без сердца, без злобы. В этом и заключается тот самый принцип Метта - любовь ко всему живому,чтобы остановить развитие насилия и алчности.