У Тоси Андреевой -событие вселенского масштаба - ей купили кеды. Черные, с белыми, тканевыми вставками. А уж какие красивые! Шнурки, как змейки, уползают замысловатым узором, в свои лунки. Запах резины, исходящий от них, пьянил Тосю, кружил её голову и, она считала, что именно так-пахнет счастливая и богатая жизнь.
Семья Андреевых, считалась знаменитостью в селе - одиннадцать детей! Что бы прокормить и одеть столько ртов, родителям приходилось держать полный двор скотины - две коровы, тридцать кур, свиньи и двадцать соток огорода. Вставали до рассвета солнца и ложились уже за полночь. Старшие дети, Тося в том числе, активно принимали участие в этом круговороте дел - и детей нужно младших смотреть и еду, на такую ораву сготовить, и где воды натаскать.
Одежда теплая, добротная была у всех, а обуви было только два вида: летом-калоши, зимой-валенки. И то не на всех сразу. Осенью и весной калоши натягивали на валенки-и не страшна никакая грязь. Несколько пар берегли особенно, носили только в школу.
Тосе исполнилось тринадцать лет и некоторые девочки в её классе начали модничать. Особым шиком, в то время, были кеды - резиновые черные, простые со шнурками. Ох, как великолепно выглядели чьи-то ноги в модной, аккуратной обуви, по сравнению с Тосиными калошами! Но девочка знала, что в доме нет лишней копейки и только вздыхала, глядя на несбыточную мечту.
Это был обычный день. Тося вернулась со школы, зашла во вторую половину дома и прямо на кровати увидела их - обувь своей мечты! Они были очень красивые, абсолютно новые и связанные, между собой, веревкой. Она так обрадовалась, схватила вкусно пахнущие кеды и побежала на кухню.
-Ураа, ура!! Мама спасибо! Я самый счастливый человек в мире!
Мама, очень строгая и скупая на чувства - улыбнулась краешком рта и, продолжив, месить тесто, строго взглянула на дочь.
-Носи аккуратно, после тебя еще три девки.
Тося поставила кеды на стул, полюбовалась еще раз и побежала помогать матери. Работа так и кипела в руках у девочки - она быстро натаскала в баню воды, собрала яйца в курятнике, встретила корову подоила её, попутно рассказав Бурёнке про свою радость. Корова слушала внимательно и жевала жвачку, время от времени, кивая головой, мол, я рада за тебя. Вечером, переделав все дела, после бани, Тося лежала и не могла уснуть - сердце выпрыгивало от предвкушения, какая она будет завтра красивая. Ночью, ей снились живые кеды -большие и маленькие, они были повсюду и она их пыталась поймать за хвостики-шнурки, но они убегали от Тоси, расстраивая её и огорчая.
Проснулась она раньше обычного -проверила, на месте ли кеды. Они стояли там же на стуле. То, что они были на месте было и так понятно - по всей комнате разлился легкий запах резины. Собравшись, Тося перед выходом посмотрела на себя в отражении шкафа - теперь она красавица, нет сомнения. Обувь была немного великовата, и пока она дошла до школы - немного натерла мозоль на ноге. Но это нисколько не омрачило настроение девочки, потому что все ей смотрели вслед и восхищались. В школе, одноклассницы заметили обнову Тоси и вместе, беззлобно посмеялись на теми кто был в калошах. Она теперь не в их числе.
День был такой теплый, ясный, что обратно из школы, Тося решила идти другой дорогой, более длиной, что бы её видела вся деревня. Обошла школу, прошла мимо магазина, и спустилась по центральной улице. Ей казалось, что люди, тайком, смотрят на неё из окон и немного завидуют.
Почти около дома, надо было пройти через ручей, но, из-за того, что она пошла другой дорогой -мостик оказался слишком далеко и, Тося решила перепрыгнуть через небольшой ручеек. Разбежалась, прыгнула и немного не долетела - обеими ногами оказалась в воде. Кеды сразу начало засасывать в песочное дно. Сердце ёкнуло, провалилось в пятки и, она, в ужасе, выскочила на другой берег. Кеды были грязные, мокрые и от былого лоска не осталось и следа. Она села прямо на берег и заплакала.
Соседка, пасшая рядом гусей, подошла, увидела в чем дело.
-Не плачь, дурёха, сейчас прямо тут помоем, дома высушишь на завалинке и будут как новые. Даже мамка не отругает.
Тося шла домой босиком, прижимая к себе мокрые кеды и всхлипывала. Пришла домой и поставила на завалинку, на солнышко, как учила соседка. Мама увидела, накричала на дочь, обещала больше не покупать ей никаких вещей.
Приготовив ужин и накормив младших, Тося пошла доить корову, а заодно и забрать высохшие кеды. Спустившись с крыльца, она увидела картину, которая заставила её закричать и схватиться за волосы - посреди двора стояла корова и дожёвывала одну из кед. Вторая валялась вся истоптанная, около Бурёнки. Тося, не помня себя от ярости, подскочила к корове, начала вытаскивать изо рта остаток обуви и увидев в руках скомканную, резиново-тряпичную массу в слюнях, в сердцах кинула в морду удивленной корове. Потом подобрала вторую и тоже кинула ей.
-На, доедай, бесстыжая.
На следующее утро, с опущенной головой, Тося шла в школу, в калошах.