Недавно прочитал сообщение, в котором ТАСС со ссылкой на пресс-службу АвтоВАЗа говорит о приостановке сборочных конвейеров завода в Тольятти. По сути на этих трех линиях производился весь модельный ряд бренда за исключением Весты: на одном собирают семейство Нив, на втором — братьев по французской платформе В0 Х-Рея с Ларгусами и реновскими Логанами/Сандеро, а на третьей — Гранту.
Правда, утверждается, что остановка конвейера связана не с последними событиями, а с привычной по последнему году нехваткой полупроводниковых чипов, из-за которой уже частенько становились линии производств авто по всему миру. Но что если на секунду представить, что Европа и США действительно прекратят поставлять в Россию комплектующие для автомобилей, что будет тогда? Давайте подумаем над возможными вариантами развития событий.
На самом деле этот сценарий не так уж невероятен, потому что некоторые бренды уже заявили о том, что не будут поставлять автомобили в РФ. Пока это называют "приостановкой", но не совсем понятно, сколько по времени она будет длиться. Из массовых брендов для российского рынка высказался ВАГ плюс не слишком популярные у нас британские и американские производители, у которых, если честно, и так продаж в России было не слишком много (речь о Кадиллаке, американских Шевроле и Лэнд Ровере. Мини пока под вопросом).
Что произойдет, если перестанут поставлять новые автомобили из-за рубежа и запчасти для сборки авто на российских заводах? Логично, что если новые авто перестанут ввозить, то их на российском рынке продаваться больше не будет (над этой сентенцией я думал минут тридцать, не благодарите). Из популярного импорта у нас представлен Сузуки, французские кроссоверы Пежо/Ситроэн, почти весь немецкий премиум и некоторые "японцы" типа Митсубиси ASX и всех представителей модельного ряда Субару. Не сказать, что потеря представляется катастрофичной, но приятного мало...
А вот с запчастями чуть сложнее. Если их не будет, то встанут не только заводы по производству новых авто, которые вряд ли будут доступны широкому кругу людей, но ведь и старые машины чинить будет нечем. Вряд ли ситуация будет развиваться по сценарию Кубы, где чинят машины шестидесятых годов абы чем лишь бы ездила. У нас все-таки есть под боком Китай, который санкции накладывать не планирует, и готов завалить российский рынок Черри, Хавалами, Джили и прочими автомобилями.
Китайские аналоги запчастей и узлов, конечно, по качеству в 99% случаев хуже оригинальных, но тем не менее это лучше, чем ездить "без педалей и без колес". Наверняка и по цене китайские запчасти будут относительно доступны, хотя роста их стоимости ожидать все равно стоит: альтернатив-то в виде оригиналов не будет, а значит и особо стесняться с ценами в Поднебесной вряд ли станут.
Пока это все лишь пространные рассуждения, основанные на тех крохах информации, которые есть на данный момент. Хочется верить, что через пару месяцев мы вернемся к тому, что будем обсуждать Киа Рио за полтора миллиона рублей и говорить, что это необоснованно дорого.
Как думаете, если все-таки поставки запчастей ограничат, как будет выходить из положения наш автопром?