Здравствуйте, уважаемые читатели. Предлагаю поговорить сегодня о фантастике про параллельные миры. Чем интересна эта тема? На мой взгляд, прежде всего, фантастическим допущением самых разных условий, отличных от нашей реальности. Причем интересны не сами по себе эти фантастические условия, а их существование на Земле, только иной, отличающейся от нашей. То есть, читателю предлагается фантастический мир, выстраиваемый по формуле «а что, если…». Такая схема подкупает, потому что в книгах о параллельных мирах описываются не далекие иные галактики, или сказочные фэнтезийные королевства, а знакомая обстановка, только под другим взглядом.
Итак, параллельные миры – это фантастические допущения существования другой Земли или другого мира в иной (параллельной) Вселенной. Такие миры могут быть идентичны нашему, вплоть до мельчайших деталей, или отличаться от него некоторыми деталями, но могут быть и принципиально иными. Последнее может касаться истории человечества в параллельных мирах, или иных законах их существования, вплоть до миров с магией, волшебством и т.п. (фэнтезийных миров).
К примеру, в фильме «Люди в черном 3» (2012) инопланетянин, арканианец Гриффин живет сразу во многих параллельных измерениях, в части которых ход течения событий отличается лишь некоторыми деталями. В романе Филипа Фармера «Врата Времени» (1966) показан параллельный мир с совсем иной историей, чем наша. В этом мире не состоялась миграция праиндейских племен из Евразии в Северную Америку, по причине того, что эта самая Америка представляла собой лишь архипелаг островов. Праиндейцы двинулись на запад, и Европа того мира представляла собой «винегрет» из индоевропейских и «индейских» народов.
Сама идея параллельных миров возникла еще в самом начале прошлого века, когда знаменитый Герберт Уэллс пишет рассказ «Двери в стене» (1906). Рассказ повествует о мальчике, который попадает через дверь в стене в чудесный сад, населенный дивными и добрыми людьми. В дальнейшем, он оказывается в своем мире, в Лондоне. Герой ведет жизнь достаточно успешного человека. Несколько раз, в разном возрасте, он пытается попасть в дивный мир через дверь в стене.
В 1923 году Уэлсс публикует роман «Люди как боги», в котором продолжает тему порталов в другие миры. На этот раз в параллельный мир попадает английский журналист. Он может наблюдать там справедливое социалистическое общество утопического характера. Уэлсс всегда был неравнодушен к политическим и общественным идеям.
В 1939 году Лайон Спрэг де Камп публикует роман «Да не опустится тьма». По форме, роман можно отнести к попаданческой фантастике (конечно, три четверти века назад такого термина не было, «попаданство» - современный новодел русской фантастики). Однако фантастическое допущение путешественника во времени (попаданца) дополняется еще одним нюансом. Он заключается в том, что после воздействия человека из будущего на прошлое, меняется не наша реальность, а возникает иной, параллельный поток времени. То есть, параллельная реальность.
В дальнейшем, тематику параллельных миров использовали самые разные фантасты. Такие, как: Филип Дик, Клиффорд Саймак, Альфред Бестер и др.
Среди разнообразных фантастических произведений, посвященных параллельным мирам, можно отметить несколько общих фант. допущений, по которым можно классифицировать фантастику параллельных реальностей.
Одним из самых интересных приемов в фантастике про параллельные миры является путешествие по множеству реальностей. Вернее, акцент на множестве реальностей, отличающихся друг от друга в деталях, или значительно. В повести советского фантаста Владимира Савченко «Пятое измерение» (1988) группа исследователей – ученых, с помощью прибора, позволяющего проникнуть в иные реальности, занимается их изучением. Варианты реальности представляют собой цепочки параллельных миров, условия которых незначительно расходятся в ближайших реальностях, и все более различаются по мере удаления. Так, главные персонажи – исследователи (их реальность получила условное название нуль-варианта), переносят сознание в тело самих себя же, из исследуемых вариантов реальностей. Примерно это выглядело в повести так: исследователь попадает в одну из реальностей, где его начальник уволился из коллектива много лет назад, женат он на другой женщине, коллеге по работе, к которой в нуль –варианте не испытывал никаких чувств. Любопытная научная фантастика. Всем рекомендую попробовать прочесть.
По такому же принципу построен роман американского фантаста Фредерика Пола «Пришествие квантовых котов» (1986). Только здесь происходит вторжение Америки одной параллельной реальности в другую, с целью использования территории параллельного мира для борьбы с иностранными противниками в своем. При этом, политическое и историческое расхождение параллельных миров хотя и интересно подано автором, не является единственным сюжетообразующим элементом. В динамичный и жесткий роман круто замешана строгая научная фантастика.
Кстати, о политико-исторической фантастике про параллельные миры. Это тоже достаточно популярный прием авторов жанра. Приведу примеры из отечественной фантастики с такими фантдопущениями. В романе Андрея Лазарчука «Иное небо» (1993), автор делает допущение, что в мире параллельной реальности, во Второй Мировой победила Германия, но в конце двадцатого века реалии сильно изменились. Германия стала слабой, а потомки оставшихся свободными русских жаждут взять реванш. Друзья, по моему описанию может сложиться впечатление, что один из самых талантливых авторов отечественной фантастики написал что-то провокационное. Отнюдь. «Иное небо» Лазарчука – один из самых мощных научно-фантастических романов про параллельные миры с альтернативно-историческим уклоном. Приведу еще пример такой фантастики. В альтернативно-историческом романе Владислава Конюшевского «Иной вариант» (2011), СССР не распался в 1991 году, но это случилось на несколько лет позже. Установившийся в России этой реальности политический режим был более «либеральным», а хаос и раздрай в стране еще мощнее охватывал все сферы общества, чем в начале девяностых у нас. Главный герой произведения, спасаясь от проблем с международным криминалом, попадает в другую Россию и волей - неволей встраивается в местные реалии и противоречия.
Если альтернативно-историческая фантастика предельно приближена к нашим реалиям, только с иным развитием после исторической развилки, то следующие примеры будут про противоположную фантастику параллельных миров. То есть, такие книги, в которых параллельная реальность максимально отличается от нашего мира.
Так, в цикле Филипа Фармера «Многоярусный мир» существует множество вселенных, созданных могущественной расой тоанов – властителей. С помощью технологий древности собственной расы, эти практически бессмертные существа, создали великое множество параллельных мини-вселенных (карманных вселенных), а также существ, населяющих миры этих вселенных, в том числе и знаменитый многоярусный мир, похожий на вавилонскую башню. А в романе Клиффорда Саймака «Вся плоть – трава» (1965) обитатели маленького провинциального городка Америки столкнулись с крайне необычными гостями из параллельной реальности – разумными цветами. Роман заряжен гуманистическим посылом и верой в разум и здравый смысл людей. Также, что характерно для Саймака, в нем отдается должное, той самой, одноэтажной провинциальной Америке. Классная литература (подчеркну, именно как литература, а не только научная фантастика).
Не могу не упомянуть и Эдемский цикл Гарри Гаррисона, в котором на параллельной Земле развилась цивилизация разумных динозавров - иилане, отличающаяся принципиально иным развитием, чем наша техническая цивилизация.
Очень интересна также концепция заблудившихся в параллельных мирах путешественников. Можно вспомнить сериал девяностых годов "Скользящие", в котором группа из нескольких путешественников затерялись между параллельными мирами и в поисках своего мира испытывала новые приключения с каждым перемещением по параллельным мирам. А в романе Р. Хайнлайна "Иов, или осмеяние справедливости", главный герой также вынужден скитаться по разным реальностям, только по воле высших сил. Великолепный образец позднего творчества Мастера.
К научной фантастике о параллельных мирах примыкает и фэнтези, где обыгрываются параллельные миры, образованные с помощью магии и волшебства. Примеров такого фэнтези существует великое множество. Английские дети через шкаф появляются в сказочной Нарнии. Орки из «Варкрафта» попадают в мир людей через портал. В Мультивселенной Майкла Муркока и Упорядоченном Ника Перумова представлены целые системы волшебных параллельных миров.
Говорить о фантастике альтернативных миров можно бесконечно, и я обязательно вернусь еще к данной теме. Надеюсь, что общее представление о параллельных вселенных вы получили.
Читайте фантастику.
Подписывайтесь на ИФ в ВК https://vk.com/infantastika - публикация кликабельных ссылок о выходе новых обзоров данного Дзен - канала, иные посты на тему фантастики и космоса.
#фантастика #иные миры