В моей статье классификации не будет, а почему – я вам объясню.
На монгольских языках говорят, разумеется, в Монголии. Некоторые народы Китая и России также считают родными монгольские языки. Общее число носителей неизвестно, но примерно семь миллионов человек. К самым распространенным относят халха-монгольский, бурятский, калмыцкий, баоаньский, дагурский, дунсянский, монгорский, шира-югурский, киданьский, сяньбийский языки.
Несмотря на то что монгольские языки изучаются лингвистами очень давно, до сих пор не существует их общепринятой классификации. Тем более, что правильно было бы включать в эту классификацию и древние языки, которые к нашему времени сохранились только в письменных памятниках, но не в живой речи.
Мало того, лингвисты не могут назвать точное число монгольских языков!
Неясным является статус многих языков, то есть ученые не могут определить, языки это или диалекты. Несмотря на то, что народы разошлись много веков назад, до сих пор сохраняется сходство их языков.
Например, ордосский иногда рассматривают как самостоятельный язык, а иногда как диалект халха-монгольского. Хамниганский, старобаргутский и новобаргутский языки нередко называют диалектами бурятского. Даже калмыцкий язык иной раз лингвисты относят к диалектам ойратского.
Случается, что не совпадают российские и западные трактовки по многим вопросам монгольских языков. Так российские ученые считают монгорский единым языком, имеющим два диалекта – хуцзу и минхэ. Европейские же ученые видят здесь два разных языка: Mongghul и Mangghuer.
В конце ХХ века ученые стали говорить о языке канцзя, который раньше не изучался. С ним тоже пока не определились.
Относительно ряда монгольских языков идут споры: а монгольские ли эти языки? А может тунгусо-маньчжурские? Или тюркские? Или тибетские? Так в них перемешались разные языковые элементы, что сказать очень трудно.
Впервые попытался классифицировать монгольские языки А. Д. Руднев в 1908 году (его классификация позднее уточнялась). Он выделял восточную, северную и западную групп и отдельно учитывал языки, которые на тот момент невозможно было отнести к какой либо группе. К восточным он относил ордосские, чахарские языки, халха-монгольский, хорчинский, харачинский. К северным: бурятские (добайкальский и забайкальский), баргу-бурятский, дагурский. К западным: торгутский (в том числе язык волжских калмыков), дербетский, олетский, хошутский, хойтский. Не определил, к какой группе отнести, А.. Руднев следующие языки: язык донских, терских и др. калмыков, могольский, язык шира-югуров и некоторые другие.
Можно привести не меньше десятка разных классификаций монгольских языков. Работа над этим продолжается и в наши дни.
Даже с определением собственно монгольского языка возникают сложности.
Монгольский язык можно понимать как язык Монголии.
Если же говорить о нем, как о языке народности, то правильнее использовать название «халха-монгольский» или просто «халха».
В ряде источников термин «монгольский язык» понимают еще шире и включают в него язык монголов Внутренней Монголии в КНР. Что интересно, при переписи в КНР монголами записывали и бурят, и тувинцев (которые вообще тюркоязычные, хоть и много переняли из монгольского). Халха-монгольский и язык Внутренней Монголии КНР – это один язык, но разница между ними, конечно, есть. На последний сильно влияет китайский язык.
И это еще не все! Если смотреть на монгольский язык не только по его территориальному распространению, но и с точки зрения истории, то окажется, что под этим термином подразумевают общемонгольский язык, существовавший примерно до XVI-XVII вв., а также старописьменный монгольский язык – общий литературный язык всех монгольских племен с XIII-XVII в.
И так происходит со всеми монгольскими языками, какой ни возьми: у каждого оказываются родственники, иной раз живущие очень далеко или жившие очень давно. Но это, в общем-то, и есть самое интересное при изучении монгольских языков!