Он рассказал об экономической помощи признанным ДНР и ЛНР. И о тех правах, которые Россия помогла им утвердить.
- Прежде всего - право жить на этой земле. И право иметь культурные, языковые и другие традиции населения Донбасса, которые складывались веками, и которые сейчас украинский режим попытался было подорвать.
Профильные ведомства проведут консультации по департаментам, пройдут стажировки для мидовских сотрудников молодых республик.
Журналистка RT с сильным акцентом спросила (здесь далее я приведу прямую речь и пересказ сказанного министром - то, что вы не послушаете сами, а мне представляется важным донести):
- Президент Зеленский заявлял о готовности Киева к переговорам по гарантиям безопасности. Готова ли Москва? И если "да", то на каких условиях.
- Президент Зеленский вам говорил неправду. А попросту обманывал вас. Он упоминал переговоры, как в минимум, в двух измерениях. Сначала - когда он категорически отказался выполнять минские договоренности и все время взывал к своим западным покровителям с призывом собирать нормандский формат - по поводу и без повода, не гарантируя, что эти встречи будут сопровождаться какими-то реальными результатами. И эти призывы были нацелены - это стало всем очевидно - на то, чтобы подменить конкретную работу, которая требовалась от президента Зеленского по реализации договоренностей, достигнутых в ходе предыдущих раундов переговоров.
Второй пример, когда он призывал к переговорам, касается его призывов с тем, чтобы с ним провели переговоры о вступлении в НАТО, предоставили ему гарантии безопасности по их линии. Это было недавно, открыто и на слуху у всех. В этом же ряду звучали и угрозы - о том, что если Украину не защитят в соответствии с Будапештским меморандумом, она будет свободна от обязательств не иметь атомного оружия. Будапештский меморандум, я надеюсь, все читали? Там нет никакого обязательства признавать антигосударственные перевороты, идти навстречу режиму, который объявил геноцид против части своего собственного народа, выступая против русского языка, против русского образования, против многих вещей, который относятся напрямую к русской культуре и являются неотъемлемой частью современного украинского общества, включая, кстати, православную церковь. Которую он тоже вслед за президентом Порошенко разрушает.
Нет недостатка в тех возможностях, которые были упущены президентом Зеленским.
Мы же предложили обсуждать гарантии безопасности в декабре прошлого года. И он об этом был прекрасно осведомлен. Единственное условие было - выполнить те договоренности, которые были подписаны на высшем уровне в рамках ОБСЕ. Чтобы никто не пытался укреплять свою безопасность за счет безопасности других.
Он не хотел выполнять это обязательство. Равно как и его западные покровители. Все твердили, что святой является свобода выбора альянса - в качестве обеспечения безопасности для Украины.
Поэтому он сейчас вам говорит неправду. Врет, по-простому говоря, когда говорит, что готов обсуждать нейтральный статус. Мы предлагали любые варианты обеспечения безопасности.
Наш президент после переговоров с президентом Макроном ясно сказал - расширение НАТО неприемлемо. Но мы хотим, прилагая совместные усилия, искать такие варианты обеспечения безопасности, которые будут обеспечивать соответствующие условия и для Украины, и для Европы, и для самой России. Наши декабрьские инициативы были нацелены именно на поиск условий за рамками расширения военно-политических блоков. Прежде всего НАТО.
Упущенные возможности президента Зеленского хорошо известны. И не надо сейчас валить с больной головы на здоровую.
Вопрос NBC, Кир Симмонс.
- Господин Лавров, какова цель этой операции? Вы меня слышите, господин министр? Для того, чтобы свергнуть демократически избранного президента Зеленского? Каков план выхода из операции? Вы говорите, что не хотите оккупировать Украину. Но когда Россия поставит на место пророссийское правительство, как вы собираетесь выводить русских солдат?
- Я далек от мысли, что такой серьезный журналист, представитель серьезного средства массовой информации не знакомился с заявлением президента Путина, которое было сделано рано утром вчера.
Все ответы на эти вопросы содержатся в его обращении. Там всё было сказано очень четко.
Мы не видим возможности признавать демократическим правительство, которое угнетает и применяет методы геноцида к своему собственному народу. Вы мне просто скажите - с каких позиций вы освещаете современные события?
Принимают ли в демократическом обществе, за ценности которого вы так ратуете, действия по запрету использования языка, на котором говорит огромная часть населения? Большинство населения по большому счету. Принимают ли в демократиях, которые вы представляете, решение запретить образование на языке, на котором говорит общество. - начиная, скажем, с пятого класса? Запретить использовать родной язык в повседневной жизни, включая походы в магазин, общение в гостиницах и в других местах общественного пользования?
Принято ли в демократических обществах заявлять, что люди, которые находятся на части территории, являются не людьми, а нелюдями? Или особями, как президент Зеленский их называл?
На переговорах с представителями республик вспоминали, как Порошенко, когда он стал президентом - после демократического избрания, как вы говорите, - обходиться со своим народом. он сказал: " У нас, на нашей Украине, которую мы контролируем, будет всё - и школы, и детские сады, еда, удовольствие, процветание. А эти, показал он пальцем на Донбасс, будут сидеть в подвалах. И будут гнить в этих подвалах". Нечто подобное произносил и президент Зеленский, когда потребовал, чтобы те, кто считает себя причастным к русской культуре, убирались вон из Украины.
Вот вы мне скажите - если бы в Ирландии вдруг запретили английский язык, как бы к этому отнеслась Великобритания? Или если бы в Бельгии запретили французский язык? Я не представляю, чтобы такая законодательная инициатива продержалась бы несколько дней, а то и часов. Но - на Западе всё воспринимается исключительно через призму своих эгоистических интересов. Когда вас в чем-то ущемляют, вы тут же начинаете поднимать шум.
Но когда языковые, культурные, религиозные права миллионов и миллионов населения Украины ущемляются, вы акцентируете не права человека, а "демократический" характер того режима, который этим занимается. Поэтому читайте Путина, читайте его обращение. Никто не собирается оккупировать Украину. Цель операции объявлена открыто. Демилитаризация и денацификация. Потому что постоянные факельные шествия, постоянные воспевания нацистов, культивирование нацистских привычек в рамках так называемых добровольческих батальонов - это всё протекает при полном попустительстве и молчании в том числе и со стороны СМИ.
Вот сейчас там один журналист CNN что-то делает на бывшей линии соприкосновения, ездит по Украине... Но все эти восемь лет никто из западных компаний, включая представленные здесь уважаемые средства массовой информации, не обеспечивал постоянное освещение событий на линии соприкосновения. Тогда как на линии со стороны ополченцев круглые сутки, круглый год работали наши журналисты. И показывали правду. Как разрушают гражданский сектор, как убивают женщин и детей. Как стреляют по объектам, которые в любой ситуации должны быть защищены - иначе это военное преступление. Примерно так же, как авиация НАТО бомбила Белград, сознательно целясь по пассажирским поездам на мостах, сознательно обстреливая телевизионный центр.
Так что здесь есть, на что равняться украинскому режиму.
Но каковы будут результаты того, что сейчас происходит?
Президент Путин подтвердил, мы заинтересованы в том, чтобы украинский народ был независимым, имел правительство, которое будет представлять всё его многообразие, и чтобы не был в ситуации, когда он находится под полным внешним управлением - причем заточенным на то, чтоб поощрять неонацизм, геноцид русских и использовать Украину как инструмент сдерживания России.
Вопрос BBC, Стив Розенберг:
- Господин министр, давайте отбросим эвфемизмы. Это не специальная военная операция - так ведь? Это полномасштабное российское завоевание Украины. Как вы можете оправдывать завоевание мирной нации, вашего соседа? Как вы считаете, когда вы ведете обстрел Украины, то Украина захочет на Восток, а не на Запад?
- В области эвфемизмов нам учиться и учиться у англосаксов. Возьмите только описание тех интервенций, которые были произведены. Против Югославии - это была борьба за демократию, никаких эвфемизмов, я понимаю. Возьмите разрушение Ирака, Ливии - это тоже была борьба за продвижение демократии. Сотни и сотни тысяч погибших. Поэтому по эвфемизмам я даже не буду с вами состязаться. Что касается вопроса, как быть с желаниями украинцев, которые хотят туда и сюда - надо было об этом думать с самого начала. Когда в 2008 году президент Путин на саммите Россия-НАТО в Бухаресте предупреждал о том, чтобы трижды подумали, прежде чем записывать с гордостью, что Украина и Грузия будут в НАТО. Ему это преподносили как величайший компромисс, который удался Германии и Франции. Которым заменили американское предложение о том, чтоб сразу представили им план действий для членства в НАТО. Он тогда говорил: образумьтесь. Зачем вы так обращаетесь со страной, которая находится только в процессе укрепления своей независимости? Он рассказал тогда еще то, о чем писал в своих статьях - насколько хрупким является украинское государство, насколько бережно нужно к нему относиться.
Но наши натовские коллеги без всяких эвфемизмов полезли напролом, имея однозначную цель - подчинить русскоязычный, русскокультурный восток Украины прозападному бандеровскому менталитету. Для меня очевидно, что уже тогда эта цель была поставлена.
Для того, чтобы не было никаких эвфемизмов, мы хотим, чтоб украинский народ и все народы, проживающие на территории современной Украины, имели возможность свободно, без попыток загонять их в тиски бандеровской психологии, определить свою будущую судьбу.
Россия обеспечит демилитаризацию Украины, денацификацию Украины. Мы слишком страдали от нацизма. И украинский народ слишком страдал от нацизма, чтобы на всё это можно было закрывать глаза.
Про демилитаризацию - все всем хорошо известно. Читайте отставных американских генералов и полковников. Они, к сожалению, только уходя в отставку, начинают говорить правду. Они заявляют в один голос практически, что США никогда бы не потерпели размещения вооружений, которые вели бы к милитаризации их ближайшего окружения. В 2008 году на Бухарестском саммите... Тогдашний американский представитель НАТО впоследствии назвал это решение саммита крупнейшей ошибкой в истории альянса. Уже без всяких эвфемизмов.
Вопрос предложили задать китайской Медиарадиокорпорации.
Вмешался журналист CNN Мэтью Чанс. И начал резво говорить в эфире.
- Он сейчас работает на Украине, - заметил Сергей Викторович. - Его заразили невежливостью. Китайская корпорация! Потому что CNN вслед за ВВС это уже слишком много.
Но Метью не успокаивался.
- Я просто сейчас в Киеве, господин министр. И Киев бомбят. Почему российские войска сейчас заходят сюда и окружают город.
Но вежливые мидовцы не сдались. И слово получила китаянка.
Пока шло подключение, американец опять заговорил в эфире.
- Мэтью, вы можете помолчать? Я вас очень прошу, - не выдержал Лавров. - Слово предоставили не вам. Если вы находитесь на Украине и вам там манеры испортили, мы здесь ни при чём.
Соединение не удавалось. Вопрос о том, будут ли действенны западные санкции, и осталась ли возможность для дипломатии, пришлось зачитать Марии Захаровой.
Сергей Викторович подробно рассказал о путях дипломатии и нашей роли в организации, подготовке и принятии минских соглашений. Даже в ситуации, когда ДНР и ЛНР уже твердо объявили о намерении стать независимыми. Не знаю, как журналистам перевели слово "саботаж", но именно им назвал наш министр то, что происходило с Минском дальше. Он сказал - не может поверить в то, что Запад думал, что так будет вечно
- Что вечно мы будем терпеть, как угнетаются русские, как запрещается русский язык. Вы мне ответьте на вопрос, - повторил он. - Если в Ирландии запретят английский, какая будет ваша реакция - это я обращаюсь к нашим западным собеседникам. ... Мы выступаем за то, чтобы, освободив Украину от милитаризма и неонацизма, предоставить возможность всем народам, проживающим в этой стране, самим определять свое будущее без какого-либо давления извне.
Мэтью Чанс дождался своего часа.
Но наконец подключился Китай. И милая журналистка сама спросила, с кем именно можно было бы пойти на переговоры в данной ситуации - США, НАТО, Украиной...
Шанс сохранялся до последнего, ответил Сергей Викторович. Рассказал о всех попытках решить вопрос о гарантиях безопасности по-честному, а не по-жульнически, как эти гарантии пытался интерпретировать коллективный Запад. Это же коснулось и выполнения Минских соглашений.
- Бесстыдство - известная черта наших западных коллег, но в данном случае оно вышло за пределы возможного, допустимого, потому что оно сопровождалось постоянным ухудшением положения русскоязычного населения на Украине. Я приводил примеры... Ну примерьте на свои традиции - обращаюсь к нашим западным коллегам. Если бы они примерили это к своим традициям, они бы поняли, что терпеть такое невозможно.
Но к переговорам мы готовы в любой момент - как только Вооруженные силы Украины откликнутся на призыв нашего президента. Прекратят сопротивление, сложат оружие. Никто на них не собирается нападать, никто их не собирается угнетать. Пусть возвращаются в семьи.
А украинскому народу давайте предоставим возможность самим определить свою судьбу.
Мэтью Чанс получил свое слово.
А Сергей Викторович выразительно посмотрел на часы.
Как думаете - что волновало американского журналиста, который вчера гнал сюжет за сюжетом из Киева, на наших глазах надевал бронежилет на крыше и спокойно, находясь рядом с нашими солдатами, рассуждал, что они подъехали к аэропорту?
- Я нахожусь сейчас в столице Украины, - с пафосом начал он, словно бы до этого о факте его пребывания не было упомянуто раз пять. - Наблюдается бомбардировка окраин города. И мы наблюдаем это последнее время. Очень простой вопрос, господин министр. Хотите ли вы обезглавить украинское руководство и заменить его пророссийским. Прошу прощения, может, я прослушал ваш ответ.
Угадал!
- Но я прошу ответить на этот вопрос. Планируете ли вы обезглавить украинское руководство? - зловещим голосом Леонида Володарского с прищепкой на носу повторил вслед за журналистом переводчик.
- В третий раз будете повторять или нет? - ответил ему Лавров. Мне показалось, что он сейчас посмотрит на часы и отправит Мэтью на баррикады. Но он послал его все лишь к статьям и выступлениям Путина.
- Я понимаю, вам сейчас не до того, чтобы читать заявления, которые подробнейшим образом описывают российскую позицию. Но тем не менее я приглашаю вас это сделать. Может, посоветуете, если вы сейчас находитесь на Украине, вашим украинским коллегам, представителям Вооруженных Сил Украины их почитать. Никто не собирается нападать на украинский народ. Никто не собирается относиться каким-то унижающим достоинство образом к военнослужащим ВСУ. Речь идет о том, чтобы не позволить неонацистам и тем, кто продвигает методы геноцида, править в этой стране. Потому что сейчас режим в Киеве находится под двумя механизмами внешнего управления - это, прежде всего, Запад во главе с США и неонацисты, которые свою культуру в кавычках продвигают, и она бурно расцветает в современной Украине.
Что касается ваших ощущений человека, находящегося прямо в Киеве, прямо в этот момент, еще раз подчеркну - почитайте, что сказал Путин. Никаких ударов по гражданской инфраструктуре не наносится. Никаких ударов по расположению личного состава украинской армии в общежитиях и других местах, не сопряженных с ударными военными объектами, не наносится. И статистика, которая сейчас имеется в наличии, это подтверждает.
А вот как представителю свободного средства массовой информации (очень жаль, что вежливый Сергей Викторович не показал пальцами кавычки) я бы задал вам вопрос - почему все эти восемь лет никто из западных журналистов не освещал на постоянной основе, что происходит на западной, контролируемой украинским правительством линии соприкосновения в Донбассе? И уж тем более - если вы сейчас ужасаетесь тому, что происходит в Киеве - кто-нибудь из CNN побывал на самом Донбассе? Он видел, как разрушаются школы? Он видел, как убивают женщин, которые несут на руках грудных детей? Как осуществляются ковровые бомбардировки детского пляжа? Хоть кто-нибудь там побывал у вас?
P S. Сергей Викторович задал так много вопросов западным журналистам, на которые мне лично тоже очень хотелось бы услышать ответы. Так, что я на месте Марии Захаровой созвала бы этакую пресс-конференцию наоборот, где обычные люди могли бы припереть этих мастеров пера свободного мира к стенке.
ВАЖНО: ФЕЙКАМ НЕТ! ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРОВЕРЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ