Сухие тормоза не замерзают, для блокировки деталей системы необходимо наличие воды или снега со льдом, которые, получив заряд тепла от нагретых механизмов, растают и стекут куда не следует.
Проблема обнаружится морозным утром, когда машину не получится стронуть с места. Она будет зафиксирована любым количеством примерзших колёс, от одного до всех четырёх.
Что делать, если невозможно тронуться
Общий принцип борьбы с явлением, когда оно уже произошло – локальный разогрев мест замерзания.
Конкретные же способы зависят от того, что именно примёрзло.
Примерзание колодок к дисковым тормозам
Лёд может образоваться в зазорах между накладками колодок дисковых рабочих тормозов любого колеса и самим диском.
Техника данного узла такова, что расстояние от колодок до чугунной или стальной поверхности минимально. Чтобы тормоза срабатывали быстро и без излишнего свободного хода, зазор составляет десятую долю миллиметра или чуть больше.
Для плотной припайки колодок к диску потребуется совсем мало воды. Достаточно проехаться по луже или растаять попавшему на суппорты снегу.
Площадь контакта велика, при этом защиты нет никакой, колодки и диски открыты всем погодным и дорожным проявлениям.
Нагреть эти узлы достаточно сложно. Они для того и разрабатываются, чтобы интенсивно сбрасывать тепло. К тому же выбор конкретного способа обычно ограничен.
Воспользоваться можно самым быстрым и доступным из всего набора средств:
- мощный поток горячего воздуха, к тому же безопасный, создаёт промышленный фен. Но для его работы потребуется наличие в доступности сети переменного тока;
- ничего страшного не произойдёт, если использовать горячую воду, тормоза – не кузов, в движении они быстро прогреются и лишняя влага испарится;
- небольшое количество льда можно попробовать разрушить рывками автомобиля через трансмиссию, усилия должны быть небольшими, но частыми, короткими рывками, лёд надо не ломать, а заставлять растрескиваться, главное – вовремя прекратить эти попытки, если они не помогают, пожалев трансмиссию;
- тёплый воздух можно получить из выхлопной трубы самого автомобиля, если заранее запастись толстым гибким шлангом подходящей длины;
- при небольших отрицательных температурах можно использовать размораживатели и омывайку для замков и стёкол, но это не лучший способ, можно получить эффект смазки тормозов, входящими в их состав веществами, применять только если точно известен состав средства;
- расколоть лёд можно и механически, короткими резкими ударами через проставку по колодкам, доступ обычно имеется.
В более тяжёлых случаях придётся снимать колесо для получения удобного доступа к зоне воздействия любым из способов.
Колодки примерзли к барабану
В барабанных тормозах воды может накопиться гораздо больше, а непосредственного доступа к накладкам здесь нет.
Тем не менее, подойдут все описанные способы для дисковых тормозов, но процедура скорее всего займёт больше времени.
При снятом колесе и отвёрнутых болтиках крепления барабана достаточно эффективно сработают удары изнутри по краю.
Но осторожно, обычно барабан представляет собой изделие из хрупкого лёгкого сплава с залитым чугунным кольцом, края легко откалываются. Потребуется широкая деревянная проставка.
Гораздо безопаснее применить фен или горячую воду. В последнем случае не забыть просушить тормоза поездкой с прижатой педалью. Ручник лучше не затягивать.
Вполне безопасно использовать пропановую горелку при снятом колесе. Гореть там нечему, а результат будет быстрым.
Если прихватил ручник
Неприятное место для промерзания – тросики ручного тормоза. Выгнать воду оттуда сложно, поскольку вентиляция отсутствует, а при езде они не прогреваются.
Лучшим решением будет после разогрева феном отправиться на замену тросов.
Если там скопилась вода, то это означает наличие коррозии, и в следующий раз заклинит ручник именно она, а не лёд, тогда никакие прогревы не помогут, только разборка узлов, что зимой с утра вместо поездки делать мало кто захочет.
Не надо забывать, что отказываться от использования ручника вообще небезопасно.
Чего не следует делать
Не нужно пытаться применять силу, как свою, так и двигателя. Его мощности хватит, чтобы нанести автомобилю множественные повреждения с последствиями в виде дорого ремонта.
При этом лёд в тормозах скорее всего сохранит свою монолитность. Действовать надо постепенно и терпеливо.
Не стоит применять крепкие солевые растворы. Лёд они удаляют, но способствуют быстрой коррозии. Моча, которую иногда советуют – это для юмора.
Как избежать примерзания тормозных колодок читай в статье по ссылке