Найти тему
Разноцветные грани

«Самому всё прочувствовать и проделать... иначе картины мои будут «не то». Василий Верещагин

Думаю, в эти дни многие вспоминают картину Василия Верещагина
"Апофеоз войны". Написанная в 1871 году картина изначально называлась "Торжество Тамерлана", поскольку её замысел был связан со средневековым правителем и полководцем, войска которого оставляли за собой пирамиды черепов. Однако гениальное полотно Верещагина является не просто зарисовкой на историческую тему, а предупреждением человечеству.

В.В. Верещагин. Апофеоз войны. 1871 г. Холст, масло. 127 x 197 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.В. Верещагин. Апофеоз войны. 1871 г. Холст, масло. 127 x 197 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

На раме картины, которая, как и рамы к другим произведениям Верещагина, создавалась при личном контроле художника, сделана красноречивая надпись «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

Известный критик Владимир Стасов писал об "Апофеозе войны":

Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…

Василий Васильевич Верещагин (1842 - 1904) не понаслышке знал, что такое война. Его судьба могла бы стать сюжетом захватывающего романа или фильма. Давайте поговорим о жизни и творчестве выдающегося художника-баталиста.

В.В. Матэ. Портрет Василия Верещагина. 1882 г. Офорт. 17,7х13,8 см. Источник изображения: http://cultinfo.ru/news/2018/5/100-to-100-portrait-of-vereshchagin-work-mate
В.В. Матэ. Портрет Василия Верещагина. 1882 г. Офорт. 17,7х13,8 см. Источник изображения: http://cultinfo.ru/news/2018/5/100-to-100-portrait-of-vereshchagin-work-mate

Родился Василий в Череповце, в семье местного предводителя дворянства. В 9 лет родители определили его в кадетский морской корпус. Но молодой человек не хотел быть морским офицером и после окончания кадетского корпуса в 1860 году против воли родителей поступил в Академию художеств. Официальное обучение закончил в 1866 году, а до этого более года провёл на Кавказе, где наблюдал за жизнью местных народов и писал этюды, и успел также в течение 1864-1865 гг. пожить в Париже, где учился и работал под руководством Жана Леона Жерома.

Лезгин Хаджи-Муртуз из Дагестана. 1864 г. Бумага, графитный карандаш. 29 x 22 см. Национальный музей "Киевская картинная галерея", Киев
Лезгин Хаджи-Муртуз из Дагестана. 1864 г. Бумага, графитный карандаш. 29 x 22 см. Национальный музей "Киевская картинная галерея", Киев
Козёл. 1865 г. Бумага, белила, итальянский карандаш, графитный карандаш. 11 x 15 см. Национальный музей "Киевская картинная галерея", Киев
Козёл. 1865 г. Бумага, белила, итальянский карандаш, графитный карандаш. 11 x 15 см. Национальный музей "Киевская картинная галерея", Киев

В 1867 году Верещагин принял предложение Туркестанского генерал-губернатора Константина фон Кауфмана состоять при нём художником.
Прибыв в Самарканд в мае 1868 года, живописец получил боевое крещение, выдержав вместе с небольшим числом русских солдат осаду крепости восставшими местными жителями. За отвагу при обороне Самаркандской кпепости Верещагин был награждён орденом Святого Георгия 4-ого класса.

В 1869 году художник представил в столице живопись и графику, привезённые из Туркестана. Посетители выставки увидели незнакомую им Среднюю Азию: невольничий рынок, женщин, закутанных в одеяния с головы до ног, нищих опиумоедов. Картины Верещагина были также новым словом в батальном жанре. Если до этого живописцы прославляли подвиги полководцев, показывали войну в виде лихих атак и кровавых битв, то Верещагин изобразил обратную сторону военной славы, показав, что сущность войны — страдания и лишения, боль, отчаяние, увечья и смерть.

Русский лагерь в Туркестане. 1860-е гг. Холст, масло. 25 x 32.5 см. Частная коллекция
Русский лагерь в Туркестане. 1860-е гг. Холст, масло. 25 x 32.5 см. Частная коллекция
После удачи. 1868 г. Холст, масло. 47 x 39 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
После удачи. 1868 г. Холст, масло. 47 x 39 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
После неудачи. Побеждённые. 1868 г. Холст, масло. 47 x 39 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
После неудачи. Побеждённые. 1868 г. Холст, масло. 47 x 39 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В первый день выставку посетили император Александр Второй и императрица Мария Александровна. Биограф Верещагина Фёдор Булгаков писал, что они были поражены ужасной, неподкупной правдой, которая выделяла картины «После удачи» и «После неудачи». Александр Второй долго стоял перед ними. После окончания выставки картины ему подарили, и они постоянно висели в его кабинете.

После выставки Верещагин снова уехал в Туркестан. На этот раз он поехал через Сибирь, побывал также в Киргизии и Китае. Впечатления от поездки дали художнику материал для новых картин, вошедших в состав громадной "Туркестанской серии", выполненной Василием Васильевичем в Мюнхене в 1871 - 1874 годах и получившей широкий резонанс в Европе и в России.

Двери Тимура (Тамерлана). 1872 г. Холст, масло. 213×168 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Двери Тимура (Тамерлана). 1872 г. Холст, масло. 213×168 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Торжествуют. 1872 г. Холст, масло. 195.5×257 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Торжествуют. 1872 г. Холст, масло. 195.5×257 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Смертельно раненный. 1873 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Вверху, на раме картины надпись, сделанная самим Верещагиным: «Ой убили, братцы! ..убили …ой смерть моя пришла!…»
Смертельно раненный. 1873 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Вверху, на раме картины надпись, сделанная самим Верещагиным: «Ой убили, братцы! ..убили …ой смерть моя пришла!…»
В своих наблюдениях жизни во время моих разнообразных странствий по белу свету я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом все еще называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность… и это совершается даже в христианских странах во имя того, чье учение было основано на мире и любви.
Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого.
Василий Верещагин

В 1870-х Верещагин окончательно избрал для себя жанр батализма.
В 1877 году, узнав о начале русско-турецкой войны, художник, оставив свою парижскую мастерскую, отправляется в действующую армию. Получив тяжёлое ранение в бедро, живописец чуть не умер от гангрены. К счастью, тогда всё обошлось, и Верещагин написал Балканскую серию работ. Показанная вместе с Индийской серией впервые в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем демонстрировавшаяся (в менявшемся составе и в окружении новых работ) на протяжении 1881-1891 годов во многих городах Европы и Америки, она вновь вызвала огромный интерес к творчеству Верещагина во всем мире.

Мавзолей Тадж-Махал. 1870-е гг.  Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Москва
Мавзолей Тадж-Махал. 1870-е гг. Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Москва
Пикет на Балканах. 1878 г. Холст, масло. 47 x 38 см. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев
Пикет на Балканах. 1878 г. Холст, масло. 47 x 38 см. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев
Высота Шипка. Холст, масло. 98.5 x 150 см. Частная коллекция
Высота Шипка. Холст, масло. 98.5 x 150 см. Частная коллекция
Перед атакой. Под Плевной. 1881 г.  Холст, масло.  179×401 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Перед атакой. Под Плевной. 1881 г. Холст, масло. 179×401 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1884 году художник едет в Сирию и Палестину. Во время поездки и после неё пишет этюды, виды природы, памятники библейской истории, бытовые сцены, картины на евангельские сюжеты.

Два еврея. 1884 г. Дерево, масло. 27 x 20 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Два еврея. 1884 г. Дерево, масло. 27 x 20 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В Иерусалиме. Царские гробницы
В Иерусалиме. Царские гробницы
Святое семейство. 1884 г. Холст, масло.  100.4×121 см. Русский центр искусств, Калининград
Святое семейство. 1884 г. Холст, масло. 100.4×121 см. Русский центр искусств, Калининград

Верещагин много путешествовал как по России, так и за рубежом. Он побывал в США, на Кубе, на Филиппинах, в Японии. И каждая поездка давала ему материал для творчества.

Мыс Фиолент вблизи Севастополя. 1897 г. Холст, масло. 61 x 46 см. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Мыс Фиолент вблизи Севастополя. 1897 г. Холст, масло. 61 x 46 см. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Старуха-нищенка девяносто шести лет. Около 1891 г. Холст, масло. 29,5 х 23. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Старуха-нищенка девяносто шести лет. Около 1891 г. Холст, масло. 29,5 х 23. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Прогулка в лодке. 1903 г. Холст, масло. 70 x 103.5 см. Государственный Русский музей
Прогулка в лодке. 1903 г. Холст, масло. 70 x 103.5 см. Государственный Русский музей
Камень Писаный на реке Чусовой. 1877 г. Холст, масло. 72х150 см
Камень Писаный на реке Чусовой. 1877 г. Холст, масло. 72х150 см
Набережная Невы. Холст, масло. 72 x 42 см
Набережная Невы. Холст, масло. 72 x 42 см
Вид Тифлиса. 1874 г. Холст, масло. 79 x 58 см
Вид Тифлиса. 1874 г. Холст, масло. 79 x 58 см
Взятие Рузвельтом Сан-Жуанских высот. 1900-е гг. Николаевский художественный музей им. В. В. Верещагина, г. Николаев
Взятие Рузвельтом Сан-Жуанских высот. 1900-е гг. Николаевский художественный музей им. В. В. Верещагина, г. Николаев
Японка. 1903 г. Холст, масло. 76 x 41 см. Севастопольский художественный музей имени М.П.Крошицкого, г. Севастополь
Японка. 1903 г. Холст, масло. 76 x 41 см. Севастопольский художественный музей имени М.П.Крошицкого, г. Севастополь

Есть у Верещагина и серия работ, посвященных войне 1812 года. Он работал над ней, начиная с конца 1870-х.

Приведённая ниже картина, являющаяся частью триптиха "Старый партизан", некогда была непременной иллюстрацией во всех школьных учебниках истории.

«Не замай — дай подойти!». Левая часть триптиха «Старый партизан». 1887–1895 гг. Холст, масло. Государственный исторический музей, Москва
«Не замай — дай подойти!». Левая часть триптиха «Старый партизан». 1887–1895 гг. Холст, масло. Государственный исторический музей, Москва
Отступление. Бегство на большой дороге. Между 1887 и 1895 гг. Холст, масло
Отступление. Бегство на большой дороге. Между 1887 и 1895 гг. Холст, масло
Наполеон. На морозе.  1887-1895 гг. Музей Отечественной войны 1812 г., Москва
Наполеон. На морозе. 1887-1895 гг. Музей Отечественной войны 1812 г., Москва

Когда началась русско-японская война, Верещагин отправился на фронт. 31 марта (13 апреля) 1904 года он погиб вместе с адмиралом Макаровым при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней своё слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня.
Василий Верещагин

Василий Верещагин погиб как настоящий воин — в бою. А его творчество призывает человечество навсегда сложить оружие.