«Все хорошее в моей жизни закончилось со смертью мужа» - так иногда пишут вдовы. Так считала и я в свой самый страшный первый год одиночества. После нескольких лет, радуясь чему-то, я ощущала вину перед мужем… Словно не имею право быть счастливой, если его нет.
Как можно чему-то радоваться, если муж лежит в могиле?!
Поводы для радости в жизни есть, что ни говорите. Иногда маленькие — что-то получилось сделать самой (ну там, гвоздь вбить, мастера найти), иногда большие. Через полтора года после смерти мужа дочь закончила школу. С хорошими оценками. Радость? Радость! И гордость… Но в сердце она отзывалась тоской, ведь отец не может этого видеть… А еще — виной за то, что я радуюсь успехам дочки, ведь у меня же горе!..
Или вот еще момент: приехала в гости подруга с мужем, издалека. И я очень была этому рада, потому что кроме цели погулять по Петербургу друзья хотели своим приездом поддержать меня. И снова мне было стыдно за свои чувства, ведь привычным и всепоглощающим было как раз горе, а тут — проблеск радости! Муж умер, а я тут радуюсь…
Сейчас я понимаю, что это неправильно, не надо так строго себя судить... Эмоции можно себе позволить любые, лишь бы не во вред себе и людям. Но это я сейчас понимаю. А тогда чувства были смешанными, сложными, давили очень…
На последнем звонке в школе у дочери плакали многие мамы — очень трогательный это праздник! А я плакала еще и по мужу, и от одиночества, и от того, что он не может это видеть… Столько пап было в зале, а нашего нет. Имею ли я право радоваться?…
Общество не принимает наше право на счастье
Тут есть парадокс: с одной стороны мы слышим призывы строить свою жизнь и прекратить горевать, с другой — от нас ждут вечной скорби, безутешности и верности до гроба. Приходилось вам слышать уважительные высказывания о верных вдовах? Да наверняка… Сразу приводятся в пример жены известных людей. Пожизненное одиночество считается достойным поведением и признаком настоящей любви.
Так все же — какое поведение является более одобряемым? Думаю, одинокая вдова вызывает больше сочувствия. Это такой статус, который еще со старых времен должен вызывать уважение! Но мало кто понимает, что стоит за этим гордым одиночеством… А стоять за ним могут очень разные вещи.
В целом право вдов на счастье так же абстрактно, как и право на горе… Вот вам мнение специалиста:
«Но есть еще один парадокс. Он заключается в том, что общество, как система, не только часто не признает право вдовы на горе. Оно еще имеет тенденцию не признавать право вдовы на счастье в последующей жизни».
(«Углубляя понятие бесправного горя», Чарльз А. Корр).
Либо одиночество, либо отказ от жизни?
Идеальная вдова должна, наверное, взять на себя обет одиночества и жить только воспоминаниями о лучших днях. Ей не должны быть доступны такие земные понятия, как веселые встречи с подругами, вечеринки с танцами, влюбленность. Радость испытывать ей пристало только тихую, окрашенную печалью…
Или совсем отказаться от жизни, тоже героически выглядит: она так его любила, что не вынесла одиночества. Тут неважно, отчего умереть — от болезни или (Господи, прости!) самоубиться. Важен романтизм в глазах обывателей-зевак.
Вот, например, любимая в народе песня - «Лебединая верность». Я и сама, будучи девчонкой, восторженно замирала, слушая ее. Лебедь не выдержал жизни без любимой, сложил крылья и разбился о землю… Какая любовь, какая смелость, - думала я…
Но теперь, пройдя через болезненную потерю близкого человека, я понимаю — смелость не в том, чтобы умереть. Жизнь — вот что требует настоящего мужества. Вынести эту боль, выдержать и продолжать жить, творить добро, храня память о муже — это подвиг. А умереть — слабость и капитуляция.
***
Разрешите себе быть счастливой, в чем бы это не заключалось! И разрешите себе радоваться...
Радоваться необходимо! Даже самым маленьким своим победам, успехам, проблескам желаний. Беречь эту маленькую радость и накапливать ее, запоминать и возвращаться к ней снова. Формируя новое, свое собственное маленькое счастье… Чтобы накопить немного сил. Сил ЖИТЬ дальше.