Время печали еще не пришло. Россия, 1995. Режиссер Сергей Сельянов. Сценаристы: Сергей Сельянов, Михаил Коновальчук. Актеры: Валерий Приёмыхов, Пётр Мамонов, Марина Левтова, Михаил Светин, Семён Стругачёв, Сергей Паршин и др.
Эх, притягивает русскую кинематографическую душу парижских окон негасимый свет! Александр Прошкин даже в название своего фильма выносит известную пословицу «Увидеть Париж и умереть». Юрий Мамин вместе с Аркадием Тигаем открыли соблазнительное «Окно в Париж».
А Сергей Сельянов в фильме «Время печали еще не пришло» заставляет своего героя в обаятельном исполнении Валерия Приемыхова угонять пассажирский самолет в Париж с помощью искусно вылепленного из пластилина пистолета...
Слава Богу, история, рассказанная Сергеем Сельяновым, несмотря на кровавый финал (героя Приемыхова вместо Парижа ждет запасной аэродром, декорированный под аэропорт Шарля де Голля, и взвод автоматчиков), оказывается всего лишь фантазией. И в эпилоге мы видим персонажей на безмятежном зеленом лугу...
Режиссер остался верен своему ироничному стилю лубочной притчи.
Александр Федоров
Время танцора. Россия, 1997. Режиссер Вадим Абдрашитов. Сценарист Александр Миндадзе. Актеры: Андрей Егоров, Юрий Степанов, Сергей Гармаш, Чулпан Хаматова, Зураб Кипшидзе, Светлана Копылова, Вера Воронкова, Наталья Лоскутова, Сергей Никоненко и др.
Северный Кавказ. Берез Черного моря. Еще полгода назад здесь полыхала война. Теперь в брошенных домах «аборигенов» поселились новые хозяева. А в местном доме культуры лихо отплясывает казачий ансамбль...
В фильме «Время танцора» Вадим Абдрашитов («Охота на лис», «Парад планет», «Слуга») и его постоянный сценарист Александр Миндадзе прикоснулись к кровоточащей «кавказской теме». У империй, как известно, были колонии. У Британской — вдали от Туманного Альбиона — в Индии, в Африке и Америке. У Российской — под боком — в Азии и на Кавказе.
Россия до сих пор пожинает горькие плоды давней колониальной политики. И теперь одни танцуют (а танцуют в фильме В. Абдрашитова, в самом деле, много). А другие — воюют.
Впрочем, одно может, как известно, совмещаться с другим. Некоторые зрители, наверное, могут усмотреть во «Времени танцора» своего рода карикатуру на северокавказское казачество. Другим картина покажется слишком условной по своей стилистике. Говорят, за кордоном картину В. Абдрашитова и А. Миндадзе и вовсе никто не понял...
Как и в «Параде планет», авторам фильма удалось создать зыбкую атмосферу сновидения и колоритными персонажами-масками. Герои фильма оказались заложниками трагической ситуации, из которой, по крайней мере в обозримом будущем, нет выхода. Так или иначе, «Время танцора» — работа талантливых мастеров, которую, ей Богу, стоит посмотреть...
Александр Федоров