Насилие — плохо. Кажется, что эта интуитивная мысль на уровне детсадовца и не нуждается в аргументации. Аксиома же. При этом, ошибочно думать, что злые насильники где-то там, далеко, они и виноваты в том, что вокруг так много насилия, их можно найти, наказать, осудить, вот тогда-то и заживем. Культура насилия работает иначе и помещает всех нас в зону риска. Каждый день совершая выбор — проявлять или не проявлять насилие к себе и другим, мы отодвигаемся или, наоборот, приближаемся к эпицентру насилия.
1. Мы живем в культуре насилия
Насилие начинается с детского запрета на эмоции, с «невинных» шлепков. Продолжается в детском саде и школе. От принуждения доедать еду от воспитателей до буллинга более старшими детьми. Культура насилия пронизывает разные формы отношений и всем одинаково вредит.
2. Сексуализированное насилие — одна из вариаций
Коварный миф — считать насилие сексом, именно поэтому специалисты настаивают на термине «сексуализированное», а не «сексуальное». Проблема этого вида насилия в том, что потерпевшие часто не обращаются в полицию, исходя из мысли, что им там не помогут, к тому же придется делиться опытом, который носит характеристику унижающего и унизительного. Риск, что при обращении за помощью, придется продолжать испытывать унижение вместо того, чтобы получить необходимую поддержку, увы, оправдан.
3. Противоядие от культуры насилия — культура согласия
Опостылевшее многим словосочетание «словами через рот» на самом деле призвано максимально освободить от теней и недомолвок территорию коммуникации между людьми. Это важный навык, которому стоит учиться всем без исключения. Уважение к чужим границам необходимо.
4. Гендерные стереотипы оформляют культуру насилия как норму
Пестование культа «мужественности», при котором феминность воспринимается исключительно как удел женщин, помещает нас в агрессивную, токсичную, мизогинную среду с низким качеством жизни и высоким процентом неадекватной агрессии.
5. Культура насилия рождается в том числе из практик микронасилия
Невозможно делить мир на чистых безгрешных людей и дьяволов во плоти, которые-то и виновны в том, что мы живем в атмосфере насилия. Культура насилия — фон, который нормализован. А значит, мы все в большей или меньшей степени дышим ею. Среда организует наш опыт и в ней, к сожалению, насилие может поощряться. Задача — давать пространство человеческому в разных ситуациях — от отношения к другим людям, до собственных стратегий проживать жизнь.
Лена Низеенко