Найти тему
Coracero

Оборона Северо-Западного фронта на "линии Сталина". Июль 1941-го года.

Оглавление

Великая Отечественная война в советской Прибалтике не завершилась с окончанием стратегической оборонительной операции. Оттеснённые на север Эстонии соединения 8-й Армии (10-й и 11-й стрелковые корпуса*) продолжали воевать в окружении, вплоть до эвакуации войск из Таллина морским путём — Таллинского перехода уже в конце августа.

  • 10-я, 125-я и 48-я стрелковые дивизии, формально, ещё 90-я и 67-я СД

Однако, уже в первых числах июля войска Северо-Западного фронта действовали вне территории Латвии и южной части Эстонии, отойдя в восточном и северо-восточном направлении.

карта - сайт Память народа. Штабная карта СЗФ с обстановкой на период 1.07-6.07.41.
карта - сайт Память народа. Штабная карта СЗФ с обстановкой на период 1.07-6.07.41.

После Западной Двины. 1-4-е июля 1941-го года.

Стратегической задачей для войск Северо-Западного фронта в конце июня и начале июля было построение устойчивой обороны, без разрывов линии фронта, в том числе и с соседями — войсками Западного фронта, который с первых чисел июля начал, по сути, воссоздаваться на новом рубеже. Все наступательные операции войск фронта были подчинены именно этой задаче — не допустить глубоких прорывов противника, уничтожить угрожающие фронту вклинения. С той же целью войска отходили на рубеж "старой границы", где восстанавливались гарнизоны укрепрайонов. И этот отход с линии обороны на Западной Двине давался тяжело.

Главной проблемой войск фронта было их состояние. Судя по тем характеристикам, что давало своим подчинённым соединениям командование фронта, возможности стрелковых дивизий 8-й и 27-й Армий соответствовали, едва ли, стрелковым полкам их изначального состава, а вот протяжённость линии фронта, на них приходящаяся, почти никак не изменилась, поскольку от некоторых соединений на фронте остались, по сути, лишь номера (см выше, например, 90-я СД) и основная нагрузка приходилась на оставшиеся. Соединения СЗФ, как и в первый день войны, действовали на широком фронте — десятки километров на дивизию. 11-я Армия находилась во втором эшелоне фронта, её соединения восстанавливались и имели ещё более ограниченную боеспособность. Такими силами войскам Северо-Западного фронта приходилось парировать действия противника стремившегося первым прорваться к новому оборонительному рубежу по реке Великая (населённые пункты Псков, Остров и Опочка), повторив "историю" с Западной Двиной, заодно и преодолев "линию Сталина", которая продолжается далее до Полоцка/Полоцкого УР.

Период 3-4-го июля стал для Северо-Западного фронта временем важных изменений. Прибывший с 1-го июля на фронт 1-й механизированный корпус в составе 3-й танковой и 163-й моторизованной дивизий (сразу выведенной из подчинения штаба корпуса), заканчивает разгрузку и марши к назначенным районам. А с 3-го июля прибывает 41-й стрелковый корпус. Первой начинает действовать 163-я МД, с утра 3-го июля она развивает контрнаступление в районе Резекне, где оборону держали уже все доступные силы, в том числе, штаб фронта - своим батальоном охраны - существовала угроза простого обхода этого узла обороны, с последующим окружением защитников. 3-я танковая движется в район Остров и прибудет туда 4-го июля - на Остров также развивает наступление противник.

Перекос соотношения сил "сглаживался" только отставанием пехоты от танковых и моторизованных дивизий Вермахта, но эта же ситуация, ретроспективно, говорит о том, что удержать оборону, при подходе пехотных дивизий, и по линии старой границы (река Великая и УРы "линии Сталина"), без существенных подкреплений, фронт просто не смог бы. На то, чтобы организовать оборону на линии укрепрайонов у советских войск были считанные дни.

Также с 3-го или 4-го июля, де факто, вступает в должность новый командующий СЗФ - генерал-лейтенант Собенников.

В итоге, на 4-е июля войска фронта занимают следующее положение:

  • стрелковые корпуса 8-й Армии и, по-видимому, остатки 67-й СД отрезаны от войск фронта в Эстонии, но разрыв пока закрывает естественный водный рубеж - озёра Чудское и Псковское (см карту в начале статьи)
  • 27-я Армия, плюс соединения 12-го механизированного корпуса, остатки 16-го СК, воздушно-десантного корпуса и присланные на фронт части 21-го МК удерживают оборону на рубеже старой границы - по реке Великая
  • в поддержку войск на этом рубеже фронт получает новые соединения - 1-й МК (3-я ТД и 163-я МД) и 41-й СК (111-я СД, 118-я СД и 235-я СД)
  • 11-я Армия во втором эшелоне фронта

1-й механизированный и 41-й стрелковый корпуса.

1-й механизированный корпус Ленинградского военного округа относился к первой волне формирования механизированных корпусов летом 1940-го года. Его танковые дивизии формировались на основе танковых бригад и с широким использованием отдельных танковых подразделений войск округа. 163-я моторизованная была переформирована из 163-й стрелковой, а на формирование её танкового полка пошли восемнадцать отдельных танковых батальонов, часть из которых ранее входила в состав стрелковых дивизий. Раннее формирование, на основе уже существовавших бригад и дивизии, обеспечивало относительно высокий уровень боевой подготовки соединения.

В полном своём составе, по личному составу и матчасти, 1-й МК можно было бы сравнить с мехкорпусами ПрибОВО в их довоенном состоянии.

Корпус имел почти полный комплект танковой техники - 1039 танков - но почти без положенных по штату тяжёлых КВ (их получено только 6 ед и те уже в июне), насколько известно, корпус не располагал танками Т-34. За исключением около 50 экранированных Т-28 и шести КВ, на вооружении корпуса находились только танки с противопульным бронированием. Личным составом 1-й МК комплектовался на 87% - 31.148 человек*. Имел высокую оснащённость автотранспортом, мехтягой и спецавтомобилями, включая топливозаправщики.

  • по "1941-й Уроки и выводы", Дриг Е. "Механизированные корпуса РККА в бою" и Коломиец "Советский средний танк Т-28"
таблица - Коломиец "Советский средний танк Т-28".
таблица - Коломиец "Советский средний танк Т-28".

Даже без своей лучшей 1-й ТД (минус 370 или 377 танков, включая, примерно, половину экранированных Т-28, все КВ, и около 9 тыс человек) и ранее отправленных на Северо-Западный фронт отдельных подразделений, 1-й МК был грозной военной силой.

  • в описаниях действий 3-й ТД в июле упоминаются танки КВ (10 штук), предположительно, это машины выпущенные уже в июне и полученные дивизией уже в первых числах июля, незадолго до начала её активного участия в боевых действиях, то есть, практически, техника не была освоена экипажами

Проблема в том, что прибыв на Северо-Западный фронт мехкорпус стал не дополнением к его подвижным соединениям, а, по факту, единственным полноценным подвижным соединением, против двух моторизованных корпусов Вермахта, а до выхода на фронт 41-го СК, просто единственным полноценным соединением способным к активным действиям, которое ещё на этапе переброски было "разорвано" на разные задачи: мотострелковый полк 3-й ТД и один танковый батальон - Псков, остальная 3-я ТД - Остров, 163-я МД - Резекне.

По 41-му стрелковому корпусу интересно отметить, что он сформирован из управления, собственно, 41-го СК и его 118-й и 235-й стрелковых дивизий Московского военного округа, а также 111-й СД из Архангельского военного округа. При этом, в Прибалтику корпус переброшен без корпусных артполков, по крайней мере в донесениях о прибытии частей 41-го СК корпусная артиллерия не значится.

Конец стратегической оборонительной операции в Прибалтике. 5-9-е июля. Прорыв рубежа "старой границы".

Если на Западной Двине мы видели своеобразную "гонку" - кто первый выйдет на оборонительный рубеж - в которой Красная Армия "проиграла" уже по условию начала, когда 8-я ТД Вермахта, обойдя оборону 11-й Армии СЗФ, захватила переправы в районе Двинска/Даугавпилса. То с оборонительным рубежом по реке Великая "гонки" не было, поскольку оторваться от противника войскам СЗФ, при отступлении, так и не удалось, но и противнику не удалось совершить столь же "лихой" обходной манёвр - на фронте появились новые советские танковые соединения, которые сорвали обходы своими контрударами.

Удары противника нацеливаются в направлениях от Риги на Псков, на Резекне-Опочка и на Остров, где их и встречают соединения 1-го МК, а позади них занимают оборону прибывающие дивизии 41-го СК.

Однако, проблема соотношения сил никуда не делась. Там, где не сработал манёвр, сработала "грубая" сила. Только 4-го и днём 5-го июля в районе Острова советские войска (3-я ТД без одного танкового батальона и мотострелкового полка, выведенных в резерв командующего фронтом и действовавших в районе Пскова, и часть сил 111-й СД из 41-го корпуса) имели, если не преимущество, то равенство в силах с 1-й ТД Вермахта, занявшей Остров, и поддерживавшей её моторизованной дивизией. 5-го июля советские войска ещё успевают доложить о возвращении города, но уже к вечеру того же дня в боях принимает участие 6-я ТД Вермахта, которая, во взаимодействии с 1-й ТД, вновь выбивает советские войска из Острова.

Разумеется, развитие событий не сводилось только к силе сторон (кавычки проставлены были не случайно). Отсутствие собственной пехоты у советских танкистов не позволило им закрепиться в городе, после достигнутых успехов, а помощь 111-й СД была весьма ограниченной (полтора стрелковых батальона), поскольку она занимала довольно широкую оборонительную полосу, помимо действий в районе города. Разрозненность действий танкистов и стрелковой дивизии привела к большим потерям и у тех, и у других, когда преимущество в силах вновь оказалось у противника и "цена ошибки" резко возросла.

Итоги.

Остров был потерян. В ЖБД фронта описываются ещё попытки разбить "Островскую группировку противника" 6-7-го июля, но с 8-го числа речь идёт уже о новом оборонительном рубеже по реке Черёха и об угрозе прорыва противника к Порхову, восточнее Пскова. В районе между Островом и Порховом происходит ещё одно "танковое сражение" - попытка остановить движение "Островской группировки" новой контратакой 3-й танковой дивизии.

яндекс-карты
яндекс-карты

Оборонительный рубеж по реке Великая был прорван, и фронт не имел сил для ликвидации прорыва. Новые стрелковые соединения в состав СЗФ были переданы ещё только формально и до окончания приграничного сражения, которое в Прибалтике датируется 9-м июля, прибыть не успеют и их номера (70-я и 237-я СД, 1-я горная стрелковая бригада) в ЖБД и донесениях штаба фронта до 11-го июля даже не упоминаются. Куда большее влияние на развитие событий оказало возвращение 11-й Армии и её соединений в первый эшелон фронта.

За прорывом обороны в районе Острова последовало оставление районов Пскова и Опочки. На этих направлениях ситуация, в общем-то, уже была критической, несмотря на действия мотострелков 3-й ТД и 163-й моторизованной дивизии, и угроза окружения и фланговых ударов только усугубила её.

Укрепрайоны "линии Сталина" никакого ощутимого влияния на ход боевых действий не оказали, хотя были введены в строй.

1-й механизированный корпус, в основном, повторил "судьбу" 12-го механизированного, разменяв свои танки на решение местных задач и удержание Северо-Западным фронтом целостной линии обороны - успешный уход 27-й Армии из-под угрозы окружения.

Что же до логичного завершения стратегической оборонительной операции Красной Армии в Прибалтике, то его не произошло. Сражение просто вышло за пределы бывшего Прибалтийского Особого военного округа, началась Ленинградская стратегическая оборонительная операция.

  • территория Псковской и Новгородской областей, на то время - это Ленинградская область
  • поддержать канал можно лайками, рекомендациями своим друзьям в соцсетях, подпиской или финансово