Найти в Дзене
ШЕСТЬ ОКЕАНОВ

Рождение главного военного полигона за Полярным кругом в гонке ядерного оружия СССР и США

Первоначально для испытаний первого советского ядерного оружия предполагался остров Нокуев в Беренцевом море, причём достаточно близкий и от Кольского полуострова (порядка 100 километров от материковой черты). Ближайшее населённое поселение от него – Гремиха (в 50 километрах). Остров в целом небольшой – чуть больше 5 километров в длину и 2,6 километра в ширину.

Карикатуристы часто изображали соперничество держав в ядерной гонке
Карикатуристы часто изображали соперничество держав в ядерной гонке

Берега его изрезаны несколькими бухтами, имеется узкий мыс на западе центральной части. Наивысшая точка острова находится в северо-западной части — 144,9 метров над уровнем моря. Русским промысловикам, как предполагают историки, остров был известен с XV — начала XVI веков. Именно здесь в середине 50-х прошлого века первоначально собирались строить испытательный полигон, теоретически предполагая разрушительную мощь ядерного оружия.

Ознакомившись с этими планами, решительно возразил главком советского ВМФ Николай Герасимович Кузнецов, который заявил, что необходимо исходить из того, что военно-морское ядерное оружие будет совершенствоваться и разовым испытанием дело не ограничится. Поэтому нужен постоянно действующий полигон, причём в более удалённом месте.

Архипелаг Новая Земля. Вид из космоса
Архипелаг Новая Земля. Вид из космоса

Тогда военные стали искать новое место, а полковник Е.Н. Барковский первым внёс на рассмотрение «кандидатуру» Новоземельских островов. Он хорошо знал этот архипелаг, поскольку два года в Великую Отечественную войну служил здесь. Главком ВМФ СССР довольно быстро с ним согласился и о Новой Земле, как об испытательном полигоне вскоре заговорили и в Совете Министров СССР.

Вскоре началось очень быстрое и скрытое гидрографическое дообследование архипелага. Летом 1954 года из Молотовска к Новой Земле в условиях строгой секретности направился минный тральщик с руководством Беломорской военной флотилии (контр-адмирал Н.Д. Сергеев) и представителями Министерства обороны СССР. Комиссии предстояло сделать окончательное заключение о пригодности островов к испытаниям ядерного оружия. При этом отдалённость мест от материковой части считалась одним из главных условий.

Лихтер "Вига". Такими судами доставлялись первые строительные грузы на архипелаг
Лихтер "Вига". Такими судами доставлялись первые строительные грузы на архипелаг

И практически сразу после утверждения решения началось строительство первых объектов полигона. Объяснялось это в первую очередь известным отставанием Советского Союза от США в области ядерных испытаний. Но если американцы имели полигоны в более южных широтах, то советским военным и учёным пришлось иметь дело в практически необжитых краях. В частности, руководитель советской ядерной программы Игорь Васильевич Курчатов не скрывал своих сомнений – успеют ли моряки подготовить полигон к испытаниям в кратчайшие сроки.

К созданию нового огромного объекта, а правильнее сказать – целого комплекса объектов были привлечены огромные финансовые средства, научные кадры сотен институтов, предприятий, армейские, авиационные и морские воинские части.

Перевозками на Новую Землю занимались финские буксиры класса "Аполлон"
Перевозками на Новую Землю занимались финские буксиры класса "Аполлон"

Первый вопрос – где расположить само испытательное поле для первых ядерных взрывов? Свой выбор военные остановили на крайне малолюдной губе Чёрной. Это достаточно крупная бухта (её длина в самом широком месте порядка 20 километров, ширина – 7 километров). Причём Чёрная была закрыта высокими скалистыми берегами практически с трёх сторон. Вход в бухту вёл полуторакилометровый пролив. Водообмен между губой и открытым Баренцевым морем был довольно ограниченным, что вполне устраивало испытателей. Выяснилось, что наибольшая глубина бухты составляет 70 метров, средняя – 35 метров. Этим, собственно, определялся выбор гидрографов.

О первых командирах полигона. В большинстве документов и воспоминаний первым командиром полигона упоминается Валентин Георгиевич Стариков – известный Герой Советского Союза, отважный североморец-подводник. Но это не совсем правильно. Первым принял дела по полигону и первое время командовал им полковник Е.Н. Барковский, которого мы уже упоминали. Справедливости ради скажем также, что должность его в то время указывалась как «исполняющий обязанности командира полигона». Причём, надо добавить, обязанности свои он исполнял одновременно, являясь начальником грандиозного строительства на островах – так называемого – «Спецстроя-700». А помогал ему главный инженер Д.И. Френкель.

Среди первых построек полигона (центром её стало старинное промысловое становище Белушья Губа (Белушка) значатся будущие постоянные объекты – опытные инженерные сооружения, ряжевые и бетонные пирсы, временные причалы, противодесантные сооружения. Одновременно с работами в Белушке были развёрнуты работы по обустройству главного испытательного полигона в губе Чёрной.

Сухогрузный каботажник "Кострома". Ветеран перевозок на Новую Землю
Сухогрузный каботажник "Кострома". Ветеран перевозок на Новую Землю

Здесь важно отметить, что основной поток строительных материалов, транспортных средств и строительных грузов начал поступать на Новую Землю ещё до появления основных причалов и плавучих снаряжений. Тот же строительный лес с судов просто сбрасывали в воду бухты, а затем, оградив бонами, сплочивали у берега. Впоследствии здесь же, недалеко от берега построили и лесопилку, где лес подвергали самой первой обработке.

В таких форсированных темпах и пригодился военный инженерный опыт Е.Н. Барковского. Он разработал плавучий причал с выдвижными опорами. Проект этот изготовили рабочие молотовского завода № 402. За это своё изобретение одарённый инженер впоследствии был удостоен звания лауреата Ленинской премии. Сооружение Барковского прибуксировал в Белушью губу из Молотовска транспорт «Кубань», после чего его «пристыковали» к уже готовому деревянному ряжевому пирсу. Собственно, это 80-метровое сооружение и стало первым причальным, где рабочие получили возможность пользоваться для разгрузки транспортов судовыми подъёмными средствами.

Так начиналось одно из самых грандиозных в мире строительств военного комплекса арктических объектов.

В целом к нему было привлечено несколько десятков тысяч профессиональных строителей. Надеемся, среди них были и наши читатели, которым мы хотели бы предложить поделиться своими воспоминаниями.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.