Павел Владимирович Егоров – историк Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия. Он уже четверть века занимается изучением исторического наследия Уфы и Башкирии, знает практически о каждом старинном здании – когда было возведено, чем славно, кому принадлежало и т.д. Будучи историком Уфимской епархии, он также может рассказать о любом православном храме.
– Павел Владимирович, когда вы стали проявлять интерес к старине?
– Достаточно давно, в школьном возрасте. Помню, как подростком я бродил по улицам исторического центра Уфы, любовался старыми домами, еще не зная, кому они принадлежали. А тогда их было несравненно больше, чем сейчас, на них было больше ныне утраченных деталей, и для меня все это было чем-то прекрасным – далеким остатком царской России, таинственным и дорогим.
– И вы всегда отождествляли себя с православной культурой?
– Конечно, а с какой еще культурой может отождествлять себя русский человек? Если говорить о конкретной деятельности в Уфимской епархии, то все началось в 1990 году. Тогда мы спасали от уничтожения Симеоновскую церковь, ее собирались сносить, чтобы построить пристрой к индустриальному техникуму. Мы отстояли здание церкви (в ней были склады этого техникума); надо сказать, это было очень непросто, ведь возрождение православных традиций только начиналось. Потом было спасение Митрофановской, Спасской и Николо-вокзальной… Если бы не молитва Богу и духовная помощь владыки Никона, не было бы этих храмов.
– Как вы можете охарактеризовать ситуацию с памятниками архитектуры в нашем городе?
– Еще совсем недавно, в 2000-е годы, она была попросту катастрофической, было уничтожено более 120 кирпичных и деревянных зданий-памятников и объектов ценной исторической среды. Сейчас ситуация не столь тревожная, но далекая от идеала. Самое обидное то, что в Уфе много ветхого жилья, никому не нужных деревянных бараков, в том числе в историческом центре – но они стоят, а сносят кирпичное здание в соседнем квартале. Никакой рациональности. И нет осознания, что историческое наследие бесценно, что оно уходит навсегда. Также можно привести жуткий пример с «Синема-парком» – снесены четыре крепких кирпичных купеческих дома (два Бондаренко, Амирова и Назирова), оставлены только фасадные стенки. Над ними громоздится уродство абсолютное! Совершенно безграмотный подход! Так же поступили с электростанцией Коншина. Надо понимать, что здание-памятник – это объект законченного творения и что-то менять, что-то достраивать, пристраивать никак нельзя. В европейских странах отношение к историческим зданиям такое, что даже оконные переплеты менять запрещено.
– Вы хотите сказать, что у нас не сложилась культура правильного отношения к историческому наследию?
– Она, конечно же, не сложилась, что уж говорить. Но все познается в сравнении. В Казани, например, было уничтожено еще больше старинных зданий, сначала к празднованию т.н. «тысячелетия», затем к универсиаде, правда, Казани и было, что терять. Если бы можно было вернуться в 1992 год и все поправить, у России был бы шанс стать цивилизованной страной в области охраны исторических памятников – но она скатилась в дикость самоистязания, в плане воинствующего невежества мы были отброшены на полвека.
– А возможно ли создать виртуальную модель нашего города, ну, скажем, столетней давности, на основе старых фотографий?
– Невозможно. Далеко не вся Уфа была отснята. Целые кварталы центральных улиц канули в неизвестность. Без машины времени не обойтись. А если что-то додумывать, то получится профанация. История – это точная наука, как любил говорить Лев Гумилев.
– Какие здания в Уфе наиболее значимы с архитектурной точки зрения?
– В начале 1990-х я составлял списки так называемых «маяков», более сотни набралось. Можно составить типологические ряды, например: здания в стиле модерн, их около пятнадцати, самое выдающееся – особняк Костерина; из классицизма – Воскресенский собор, тот, настоящий, а не приблизительная фальшивка, строящаяся за «Искрой».
– А советская эпоха оставила нам что-нибудь интересное?
– Конечно! Все образцы русской классической архитектуры были использованы сталинским стилем и творчески переработаны. Можно упомянуть кинотеатры «Родина», «Победа», «Луч», главное здание БашГУ, БашНИПИнефть. В Черниковке есть небольшой район, бывший Соцгород, ходить по которому – сплошное удовольствие. Участок ул. Первомайской между дворцом им. Орджоникидзе и кинотеатром «Победа» грамотно застроен прекрасными зданиями конца 1940-х – начала 1950-х годов. Развитие данного направления архитектуры было искусственно прервано при Хрущеве, его борьбой с «архитектурными излишествами». Мы не знаем, каких высот достигла бы русская архитектура советской эпохи, продолжай она развиваться в послевоенном расцвете, возможно даже превзошла бы предшественников. По крайней мере, в центре Москвы иногда трудно отличить дом сталинской эпохи от дореволюционного. Я уверен, что через сто лет ни одной «хрущевки» в России не останется, да и «брежневских» девятиэтажек тоже не останется – туда им и дорога. А что касается «мастодонтов» конструктивизма (здания Совнаркома, Главпочтампа, Башпотребсоюза, гостиницы «Башкирия» и т.д.), то они, конечно же, имеют право на существование, но это – такой мрачный давящий стиль «третьего рейха» – ни уму, ни сердцу. Я не в восторге от конструктивизма и постконструктивизма.
– Что можно сказать о храмах Уфы?
– Ситуацию с храмами можно хорошо обрисовать на примере Спасской церкви. Уже десять лет, как возродился приход, а сколько-нибудь серьезной реставрации так и не делалось. С каждым годом здание все больше сползало в овраг, который надо укреплять очень мощной бетонной подушкой, сваями, большим подпорным амфитеатром, любые полумеры бесполезны. Историческая территория храма урезана почти по самые стены, реставраторы не могут даже развернуться! А храм этот уникальный, подобные ему есть только в Санкт-Петербурге – Казанский собор, и в Риме – собор святого Петра. Если говорить о нехристианских храмах, то меня искренне удивляет ситуация с Хакимовской мечетью – ну что мешает восстановить два прекрасных минарета!? Как бы украсилась улица Бекетовская (ныне Мустая Карима)! Какой смысл возводить новую мечеть на месте дома культуры глухонемых, если памятник, который должен напоминать людям о седой старине, не реставрируется.
– Насколько мне известно, в дореволюционной Уфе некоторые храмы находились при кладбищах.
– На Сергиевском кладбище была Преображенская церковь, на Старо-Ивановском – Иоанно-Предтеченская, на Ново-Ивановском – Скорбященская. Кстати, сейчас на территории Ново-Ивановского кладбища, прямо за остановкой «Дом печати» строят новую гостиницу к саммитам ШОС и БРИКС. Я считаю, что строить «на костях» какие-то общественные здания – это очередное безумие. Если уж не удалось сберечь кресты и могильные плиты, то можно сделать какие-то зеленые зоны, скверы памяти, тихих размышлений. В свое время на месте Успенской церкви построили так называемый «дом старых большевиков», а в 1960-е по краям Успенского кладбища – «обкомовские» пятиэтажки. Во время строительства выкапывались человеческие скелеты, отвозились в отвалы. То же творится сейчас и на Ново-Ивановском кладбище – за остановкой «Дом печати», за дворцом молодежи «Юбилейный». В общем, дело обстоит просто ужасно. В Уфе было не так уж много кладбищ, их территории известны – зачем же продолжать осквернять могилы?
– А что вы можете сказать о храмах всей Уфимской епархии?
– К 1917 году в Уфимской епархии было более семисот богослужебных зданий – православных, старообрядческих и единоверческих. К 1985 году их оставалось около сотни, да и то почти все в очень плохом состоянии, из них только 17 действующих. За это время были разрушены, сожжены, или развалились сами еще около 30-ти.
– Ну а с сельскими помещичьими усадьбами, как я подозреваю, дело обстоит хуже всего?
– Да вообще глухо. Есть два огромных помещичьих дома, можно даже сказать, дворца – Топорнинский в Кушнаренково (Топорнино) и Деевский в селе Знаменском Белебеевского района. Это большие кирпичные здания, но они стоят в руинах. Из сельских помещичьих усадеб ни одна у нас не обустроена, не содержится на должном уровне, а подавляющее большинство из тех пятисот дворянских имений, что были в начале ХХ века, исчезли бесследно. Фотографий сохранилось совсем немного, буквально единицы. Надо сказать, что Уфимская губерния не была столь тщательно сфотографирована, а знаменитые цветные фотографии Прокудина-Горского мало, что могут сказать – ведь он снимал только вдоль железной дороги. В общем, мы не можем целиком воссоздать зрительный образ Уфимской губернии.
– Павел Владимирович, вы находите целесообразным введение школьного курса «уфаведение», ну чтобы привить подрастающему поколению интерес к родному городу?
– Смотря что будут преподавать. Пилотный учебник я в руках держал, но особо не вчитывался. А вот экскурсии я провожу постоянно, правда, не школьникам, а студентам. Наиболее востребованные маршруты – по Большой Казанской (ныне Октябрьской революции) вниз к реке, а также по храмам Уфы. Школьникам это не слишком интересно, не доросли – ведь чтобы сознательно воспринимать историческое наследие, вначале нужно духовно созреть, трудности познать, воспитание нужно соответствующее.
– Большое спасибо, Павел Владимирович, за познавательную беседу!
Александр БАРАНОВСКИЙ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!