Новая детективная драма Кеннета Браны (“Белфаст”, “Золушка”, “Макбет”), снятая по мотивам одноимённого романа Агаты Кристи. Продолжение “Убийства в Восточном экспрессе” 2017 года. Первая часть не была впечатляющей, но её неплохо приняли зрители: звёздный актёрский состав (Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Джонни Депп, Мишель Пфайффер), антураж рождественской сказки, не сильно переиначенная история про великого Пуаро. Хорошая попытка осовременить бельгийского сыщика подтолкнула режиссёра превзойти самого себя в экранизации следующей книги Кристи – “Смерть на Ниле”. Триумфа не случилось.
По части режиссуры новоявленная версия оказалась куда хуже двух предшественниц (фильмы 1978 и 2004 годов). Единственный её плюс в том, что общая картинка великолепна: невероятно красивые виды Египта, прекрасно сшитые костюмы, завораживающий интерьер гостиниц и храмов, сверкающий корабль. Всё передаёт атмосферу праздности и роскоши. Остальное: сценарий, персонажи, игра актёров – погружает в уныние. Повествование затянутое, главный герой очень долго включается в происходящее. Действующие лица просто перемещаются по экрану – у каждого своё занятие, не связанное с остальными, от чего пропадает целостность истории. Роли прописаны из рук вон плохо – отсутствие главных черт характера приводит к тому, что все образы “размытые” и от этого мотивация героев совершенно непонятна. Все поступки диктуются лишь чувственными порывами.
Сам детектив в исполнении Кеннета Браны не только не смог составить хоть малейшую конкуренцию признанному Пуаро – Дэвиду Суше ( “Пуаро”, “Большие надежды”, “Пустая корона”), но и сдал позиции относительно его прошлого воплощения в 2017 году. Если во время "Убийства в Восточном экспрессе" Брана выступает в амплуа довольного своей карьерой надменного ищейки, который упивается умственным превосходством, то в экранизации "Смерть на Ниле" появляется усталый от жизни старик, который хочет только покоя и выращивания кабачков. Что касается различий нынешнего Пуаро с книжным прототипом, то их предостаточно. Когда Пуаро успел сделаться фермером?! Когда это он побывал на фронте?! Когда его интересовала любовь так сильно, чтобы затмить работу "маленьких серых клеточек"?! Скрупулёзный, методичный, полноватый бельгиец, живущий на страницах книги, предстаёт теперь подтянутым, подверженным человеческим страстям просто догадливым обывателем. Образ гениального сыщика убит, зато волосы на лице получили свою минуту славы – в начале фильма показали не только придуманную байку про военное прошлое Эркюля, но и историю происхождение знаменитых усов, якобы, скрывающих жуткие шрамы. Не совсем понятно к чему добавлять персонажу надуманные увечья, но на этом Брана не остановился и продолжил приносить классику в жертву реалиям – зрителя ждёт встреча с неизвестными Агате Кристи и её читателям героями. Самые неожиданные из них – афроамериканцы, исполняющие джаз и престарелые лесбиянки-большевички.
В итоге картина превращается в оду любви, стирая логику и анализ. Падение гения до обычного старика в угоду всё тем же чувствам – жестокое коверкание кропотливо выверенного, структурированного романа английской писательницы. Радует то, что финал возвещает об уходе на пенсию Пуаро версии Кеннета Браны, продолжения не будет. Если вы собрались потратить время на эту историю, то посмотрите одну из старых экранизаций “Смерти на Ниле” – сбережёте нервы и порадуете свои “маленькие серые клеточки” порцией эндорфина.
Колумнист: Ольга Костина
#смерть на ниле #агата кристи #детектив #эркюль пуаро #рецензия на фильм #новинки кино #галь гадот #чудо женщина #любовь #загадка