Найти тему

«Мать-художник, я так вижу»: мамы, которые рисуют комиксы про родительство

Оглавление

Даже если у вас ещё нет детей, комиксы про родительство вы всё равно видели. Для кого-то эти картинки жизненные, для кого-то — страшные, но ими точно хочется поделиться. И создают их обычные мамы, которые в декрете самовыражаются, рисуя комиксы о наболевшем.

Мы поговорили с тремя художницами, — такими разными девушками, разными мамами, — которые говорят об одном, но каждая по-своему. И оказалось, что эти истории — гораздо больше, чем просто рассказ о творческом пути.

Автор: Арина Кузнецова

Женя Буше

Женя живёт во Франции и недавно стала мамой в третий раз — после двух мальчиков у неё родилась дочка. О своём переезде девушка говорит беззаботно и весело: «Встретила француза в русском ночном клубе и всё — привет, семейная жизнь». Рисовала всегда, но в первую очередь по работе: Женя — графический дизайнер. Её комиксы были одними из первых в российском Instagram-пространстве, и девушка уверена, что на тот момент, лет пять назад, эта затея вообще не была успешной. Более того, Женя считала себя отстойным художником, который ещё и не понимает устройство социальной сети для ведения блога.

«Я завела аккаунт, посмотрела, что никто не рисует комиксы про материнство, и придумала рисовать их первой. По крайней мере, тогда я никого не нашла и думала, что единственная с супер-идеей».

Хотя Женя относится к своим первым комиксам самокритично, именно они привлекли внимание редактора журнала Glamour. Эти работы напечатали в журнале, что было своеобразным толчком для творчества: Женя стала рисовать чаще и в разных стилях, искать себя. Но в первую очередь она делала это для собственного удовольствия: художник выговаривается, а читатель смёется — идеальный симбиоз.

Аудитория у Жени благодарная: разделяют точку зрения автора, много комментируют. Есть и негатив, но девушка воспринимает его адекватно — с тем лишь условием, что он по делу и заставляет задуматься об изменениях в лучшую сторону. А желающие нахамить или развести скандал в комментариях жестоко караются ссылкой в бан. Женя признаётся, что рисует не на аудиторию: видит сюжет, рисует комикс, а понравится или нет — второстепенно. Главное, что желание запечатлеть тот или иной момент исполнилось.

Женя Буше @jenya.bouchet
Женя Буше @jenya.bouchet

На своем блоге с комиксами Женя не зарабатывает и вообще не создавала его для прибыли. Но рекламу девушка всё же берёт: рисует комиксы под спонсорством, а полученные средства перечисляет в благотворительные фонды. Рекламодатель сам решает, кому жертвовать: выбирает из особого списка, который предлагает Женя. Художница говорит, что всегда хотела перечислять деньги на благотворительность, но не знала, откуда их брать в декрете. Поэтому в комиксах объединила две радости: рисование и желание помочь.

-2

Хотя комиксы Жени пропитаны самыми искренними чувствами и переживаниями о материнстве, сама художница уверяет, что мама у них в семье — это папа. Девушка, несомненно, любит детей, но проявления детских характеров заставляют её тут же отправлять малышню к отцу. А он и не жалуется: как говорит сама Женя, «наши дети — хобби мужа».

«Даже когда дети вырастут, я продолжу РИСОВАТЬ. А вот что именно — не знаю».

Мария Живова

«Любую сложную жизненную ситуацию проще пережить, если над ней хорошенько посмеяться. Иначе можно от души кукухнуться» — так можно охарактеризовать всё творчество Маши. Ведь герои её комиксов — дети-погодки в самом расцвете детских сил и немного сумасшедшая от весёлой жизни с ними мама. Прототипами, естественно, стали собственные сыновья художницы, Никита и Тимофей.

Маша выросла в творческой семье: её мама — живописец, да и из самой маленькой Маши творчество, как она сама говорит, «пёрло, иногда в самых неожиданных формах». Всю жизнь она развивалась как иллюстратор, но постепенно: времени тогда было много, можно было выбирать, в каком направлении расти. Появление детей моментально сократило это время до минимума.

Машины комиксы нам «подарила» пандемия: в апреле 2020 года, когда все сидели по домам, Маша с семьёй перебралась на дачу, чтобы была возможность гулять с детьми. А дальше почти как в классике: дул сильный ветер, радиаторы не справлялись с обогревом дома, последняя клетка мозга билась в агонии после испытаний детской неутомимой энергией, рука потянулась к айпаду и всё... В Instagram Маши появился первый комикс о материнских буднях, нарисованный за пятнадцать минут. И почти сразу появился отклик — у многих подписчиков в жизни было то же самое.

-3
«Я нарисовала ещё комикс, и люди стали говорить спасибо: им становилось проще, зная, что не они одни такие! И я подумала: “Вау, а почему бы не рисовать о том, с чем я сталкиваюсь, будучи мамой, посмеёмся вместе!”».

Домашние поддержали инициативу Маши: подписались, постоянно ждут новых комиксов. Хотя девушка не говорила детям, кто реальные прототипы в её комиксах, мальчики всех узнают и поддерживают маму, говорят, что им нравится. К слову, своих детей Маша рисовать не учит, лишь создаёт творческую атмосферу: пусть развиваются в том направлении, в каком захочется, без давления.

В комиксах Маша не ограничивается одной картинкой: всегда делает своеобразную «раскадровку» той или иной ситуации, которую потом собирает воедино. Девушка всегда анализирует: будет ли это близко аудитории? Какая будет реакция? Смешно ли это всем или только мне? Хотя такой подход, по словам художницы, требует больше усилий, зато так можно быть точно уверенным, что работа не прошла зря.

 Мария Живова @rapapazzi
Мария Живова @rapapazzi

К критике Маша относится спокойно: «Всегда были и те, кому „зашло“, и те, кому лишь бы напакостить». Каждый комментарий художница читает с пониманием, вырабатывая устойчивость к негативу. Даже если человек пишет гадость, им, по мнению Маши, руководят собственные боли. Но если человек переходит границы, его настигает неминуемый и безжалостный бан. Маша против передачи негативного импульса по накатанной, ведь у неё своя семья, свои дети. Злу посторонних из блога нет места в реальной жизни: этот негатив не должен попадать в семью.

Благодарность аудитории — то, что заставляет Машу творить с новыми силами и осознавать, что всё её творчество не напрасно. Девушка не останавливается только на сюжетах о материнстве, она освещает широкий круг проблем.

«Дети растут, и вместе с ними меняются и сюжеты. Плавно фокус внимания смещается с детей на саму маму, точнее даже с одной её роли „мамы“ на роль „женщины“. Если честно, я устала рисовать сюжеты только про детей. Хочется рисовать и о других важных темах: об отношениях между людьми, о развитии, об отношении к самой себе!

Этот блог не единственное, что у меня есть. У меня есть планы по своему профессиональному развитию. Ведь материнство показало мне, что время идёт, пора реализовывать свой потенциал. Надеюсь, со временем я не задвину блог в дальний угол и продолжу пополнять его новыми комиксами».

Александра Сиренко

«Что ж, меня зовут Саша, мне двадцать пять. Я родом из Харькова. Росла в семье среднего класса. А ещё я не такая как все. Нет, вы не так поняли, не умственно отсталая, а просто в толпе выделяюсь».

Такое приветствие мог написать только мега-позитивный человек со склонностью к самоиронии. Хотя история Саши намного глубже, чем просто рассказ о становлении художника: это история о насмешках, непринятии себя и победой над комплексами.

Саша рисовала всегда. Сначала детские каляки-маляки, потом первые комиксы — где-то в восемь лет. Смело заявляла, что станет художником, и взрослые умилённо кивали — дети ведь созданы для того, чтобы мечтать. Вырастет и получит нормальную профессию.

-5

А девочка росла и никак не бросала свою мечту, продолжала рисовать. Сверстники в школе крутили пальцем у виска: мол, занимается ерундой, рисует какой-то бред.В итоге девочка просто забросила рисование, чтобы избежать насмешек. Ведь если ты чем-то отличаешься от других, тебя нужно задавить, пока не станешь «нормальным». Оставалось лишь изредка рисовать, пока никто не видит, и думать, кем же становиться теперь, если не художником.

Маленькую Сашу спасла семья: родные напомнили, что она может стать кем угодно, если действительно этого хочет. И Саша поняла, что всё ещё хотела творить, хотя скрывала своё желание от всех — даже от себя. После девятого класса девушку ждал художественный лицей.

«Окружение меня порадовало — ведь там учились такие же чудилы, как я! Тогда я поняла, что такое реально рисовать: были бессонные ночи, было трудно, однажды почти выгорела. Но я получила аттестат и радостно побежала с ним дальше, навстречу новым вершинам».

С дальнейшим обучением сомнений не было — педагогический университет, художественный факультет. Саша успешно окончила бакалавриат, а к магистратуре уже была замужем и в трепетном ожидании дочки.

Первые хлопоты материнства казались Саше блаженством: никуда не надо спешить, никто тебя не дёргает, малышка по большей части развлекает себя сама. Раздражало лишь отсутствие сна. Однако вскоре рутина начала давить, и молодая мама начала думать, чем себя занять: и блокноты делала, и вязала игрушки на продажу, меняла одно хобби за другим — всё не приносило удовлетворения и в итоге отправлялось пылиться на чердак. Всё.

Кроме графического планшета.

Александра Сиренко @coma_comics
Александра Сиренко @coma_comics

На нём Саша пробовала разные стили и жанры, пока не наткнулась на комиксы про материнский быт. Поначалу она смеялась и узнавала себя, а потом подумала: что мешает ей рисовать так же? И закипела самая настоящая работа над хобби: придумать персонажей, цветовые решения, научиться рисовать мультяшек вместо привычных реалистичных сюжетов. И главное: как-то выделиться в массе тех художников, которые уже раскрутились. Кстати, Саша начала с ними общаться задолго до создания блога — так сказать, влилась в тусовку.

Так появилась новая, нарисованная Саша: девочка в розовом платье с серыми волосами и её ребенок. Восьмилетняя девочка с мечтами о создании комиксов расправила плечи и начала творить.

«Конечно, все меня поддерживали, когда я начинала, но тихонько ржали над тем, чем я занимаюсь. Было приятно доказать всем, что я смогла, несмотря ни на что. Блог — моя отдушина, моё хобби и дополнительный заработок. У меня появилась уверенность в себе и пропал страх к самовыражению» .

Сначала на блог подписались знакомые и мамы из соседних дворов, всего двадцать человек. Но именно они стали для художницы поддержкой, которая дала силы двигаться дальше и не бросить начатое. Появились и первые хейтеры, но Саша уже относилась к ним просто: не нравится — не смотри. За первые четыре месяца на блог подписались десять тысяч человек, потом больше и больше. Были и кризисы, когда казалось, что предел достигнут и развиваться некуда, но, как говорит Саша: главное — продолжать усердно работать.