Каждый тренинг с биоуправлением по опорной реакции подразумевает наличие инструкции, которую должен выполнить пациент. То есть, перед пациентом ставится определенная двигательно-когнитивная задача, а саму процедуру можно отнести к двигательно-когнитивной реабилитации. Классификация должна помочь в определении типа, уровня сложности и задач тренинга. Предлагаемая нами классификация процедур с биоуправлением рассчитана на достижение четырёх основных целей:
• описание типов процедур;
• определение подходов к оцениванию успешности выполнения отдельных процедур;
• определение подходов к формированию системных занятий (курса процедур);
стандартизация методов анализа, определение единых подходов к интерпретации и сравнению результатов выполнения процедур.
В качестве критериев для описания типов процедур предложены позиционные, информационные (по виду канала обратной связи), средовые, целевые характеристики, а также параметры управления (степень влияния специалиста). Для наглядности представим указанные характеристики в виде таблицы 6.
Касаясь примеров описаний конкретных тренингов (см. приложение), можно отметить, например, что уровень сложности может варьироваться путем изменения условий управления. Допустим, можно изменять глубину обратной связи, то есть, чувствительность управления, или смещать начало системы координат платформы относительно системы координат пациента и так далее. Очень важным классификационным критерием тренингов с биоуправлением по опорной реакции является собственная природа виртуальной среды, в которой реализуется задача. Например, если пациенту дана инструкция удерживать максимально стабильную вертикальную позу — стоя на стабилоплатформе, так, чтобы метка его центра давления на обращенном к нему экране была в центре заданной зоны (на условной мишени), то, от того, какие « физические законы» действуют в виртуальном пространстве (там, где находится эта мишень), зависят стратегии выполнения инструкции. Представим, что «мишень» меняет свой цвет и размер, или исчезает в зависимости от позиции центра давления, или же что мишень всегда стабильна и однообразна. Эти варианты представляют варианты правил, «законов при- роды» виртуальной среды тренинга, и, при выполнении инструкции придется эти правила учитывать.
Некоторые тренинги (см. приложение — описаны варианты в программе STPL) позволяют задавать инструкции разных типов, обусловливая, таким образом, различные двигательные задачи. Например, «вводный тренинг» — это простая стабильная виртуальная среда, в которой метка центра давления перемещается по координатной сетке всегда по одному закону соответствия, а команды что делать, подает оператор. То есть, можно поставить пациенту задачи «статические» или «динамические», например: в первом случае дать команду держать метку в такой-то зоне, а во втором — перемещать по такой-то траектории из такой-то зоны экрана в такую-то. Более сложно организованные тренинги, как, например, «огни» или «сектор», позволяют оператору задавать параметры виртуальной среды, то делая её простой и стабильной, то усложняя и меняя её «законы» прямо по ходу тренинга.
Касаясь «законов» виртуальных сред, следует особо отметить различный уровень их сложности. Например, для тренинга «мишень» в программе STPL предусмотрено автоматическое изменение чувствительности управления во времени процедуры. То есть, во времени меняется «закон» соответствия метки центра давления движениям пациента. В «виртуальных мирах» уровень сложности взаимодействия со средой наиболее высок. Однако, нередко возможность целенаправленного вмешательства в «законы» виртуальной среды может быть более значима для терапевтических целей, чем тренинг в чрезмерно сложном «мире».
Еще одним важным аспектом для классификации БОС-тренингов по опорной реакции является канал обратной связи. Например, в стандартной программе STPL существуют возможности организации визуального или акустического, или смешанного канала обратной связи.
Для примера, воспользуемся критериями из таблицы 6 для классификации одного из тренингов программы STPL — «мишень» (описание см. в приложении):
То есть, по такой классификации характеристику тренинга
«мишень» можно кратко записать, например: П.1—И.1—С.2— Ц.1—У.1. Таким образом, наличие схемы определения класса процедуры позволяет достаточно быстро установить её при- мерную сложность для пациента, степень участия специалиста, планируемое направление воздействия (реабилитации) и место среди других процедур. Классифицируем по данной схеме ряд других тренингов (в стандартных режимах — для позиции «стоя» на платформе, хотя некоторые тренинги можно выполнять и в других позициях, добавляя дополнительный класс), применяемых в среде программы STPL.
«Вводный тренинг»: П.1—И.1—С.1—Ц.1,2—У.2
«Мишень»: П.1—И.1—С.2—Ц.1—У.1
«Стрельба по тарелочкам»: П.1—И.1—С.2—Ц.1—У.1
«Огни»: П.1—И.1—С.2—Ц.1,2—У.2
«Сектор»: П.1—И.1—С.2—Ц.1,2—У.2
«Яблоко»: П.1—И.1—С.2—Ц.1,2—У.2
«Цветок»: П.1—И.1—С.2—Ц.1,2—У.2
«Зайцы»: П.1—И.1—С.2—Ц.2—У.1
«Мяч и стена»: П.1—И.1—С.1—Ц.2—У.1
«Недетские гонки»
(внешнее приложение): П.1—И.1—С.3—Ц.1,2—У.2
Фактически, почти все из приведенных здесь примеров тренингов, возможно выполнять и в другой позиции, например, «сидя», что позволяет отнести их также в другой класс по исходному положению пациента. Например, тренинг «огни» может быть отнесен к П.2—И.1—С.2—Ц.2—У.2. Аналогично и по другим критериям, например, по типу организации канала обратной связи. В данном конкретном случае это обусловлено особенностями программной среды STPL и конструктивным устройством предназначенной для этой программы стабилоплатформы ST-150 в вариантах комплектации. То есть, существует возможность оперативной «перенастройки» типа процедур. Однако не всегда существует такая возможность — здесь всё зависит от технических особенностей применяемого аппаратно-программного комплекса.
Как разобраться в классификации? Не является ли она слишком сложной? Зачем она нужна врачу? Чтобы ответить на эти или подобные возможные вопросы, следует еще раз вспомнить цели классификации. Иными словами, в обычной практике восстановительного лечения, классификация процедур может помочь, например, стандартизовать назначения, даже если используются различные типы оборудования и версии программного обеспечения; упростить и одновременно повысить надежность верного выбора, а также понять, какой набор оборудования (с какими возможностями) оптимален для конкретного лечебно- профилактического учреждения или, например, санатория.