После традиционного февральского аврала возвращаюсь в Яндекс-Дзен. Заглядываю в ленту рекомендованных статей… И тут же руки тянутся к клавиатуре. Ибо молчать нельзя. Сложно оставить без внимания ту глупость, которую нередко называют у нас «популяризацией».
Про экономику
Первое открытие сделал канал «Популярная наука»:
«В Средние века кредитов не было».
(и по сей причине был затруднен экономический прогресс)
Читаем дальше:
В Средние века кредитов не было. Тебе могли дать по дружбе небольшую сумму, которую ты вскоре должен был вернуть. Или, уже в позднем Средневековье, идти к ростовщику и брать деньги под гигантский процент.
В 1609-м был открыт Амстердамский банк. Он стал предтечей современного банковского дела. И прогресс пошел бурными темпами.
В этом пассаже все прекрасно, потому что все – неверно. В Европе ростовщик не исчезал и в раннее Средневековье, а после 1000 года был весьма распространенным типажом. В XIII-XIV веках появляются настоящие банки. В те времена итальянские банковские дома работали примерно так же, как и современные кредитные учреждения. Там можно было не только взять кредит, но и сделать вклад, такой возможностью многие пользовались. Эдуард III начинал Столетнюю войну на деньги флорентийских банкиров. И банкротство этих банков имело неприятные последствия для всей Европы.
А как же Амстердамский банк, возникший через 300 лет, в начале XVII века? Это, конечно же, не первый банк в истории. Это первый прототип Центрального банка!
Я понимаю, что статья была не про историю, а про современную экономику. Экскурс в далекое прошлое был нужен автору, чтобы донести до читателя простую мысль: «экономике нужен кредит». Но зачем брать примеры с потолка?
Да, автор ссылается на мнения «экспертов». Либо «эксперты» говорят про то, в чем не смыслят, либо автор статьи не умеет адекватно передать их слова.
И про искусство
Мои глаза снова скользят по ленте рекомендованных статей... и тут же натыкаются на ЭТО:
Еще раз (выдохнув, с серьезной интонацией):
В искусстве до появления импрессионизма правили церковные каноны.
Чему научит эта «Школа Жизни» 49 тысяч своих подписчиков, если в первом же предложении – безграмотная дичь?
Продолжим!
Заказчиками живописных произведений чаще всего выступали религиозные организации, которые хотели, чтобы любой безграмотный житель мог «считывать» с картины то, что на ней изображено – к примеру, последствия своих греховных земных дел. Также заказывали картины знатные и богатые люди, чтобы изобразить с натуры себя любимых.
Однако уже в XVI и XVII веках можно заметить предпосылки импрессионизма в творчестве Эль Греко, Рубенса, Веласкеса. Также повлияли на импрессионистов работы французских живописцев XIX века: Жана Франсуа Милле, Шарля-Франсуа Добиньи и Камиля Коро. Они не только отошли от установленных в те времена канонов, но и попытались в своих работах показать разницу между светом и тенью и изобразить движение.
Здесь все прекрасно! Всякий «канон», по убеждению автора, обязан быть церковным, а всякий нарушитель этого канона есть латентный импрессионист… ну хорошо, предтеча импрессионистов! В их число попадают (внезапно) Рубенс с Веласкесом.
Однако в истории немало живописцев, которые «нарушали канон» или «пытались изобразить движение». Почему же их не посчитали? При большом желании истоки современного искусства можно найти и в живописи кроманьонцев:
А статья не кончается, автор продолжает «показывать разницу между светом и тенью», то есть извергать бессодержательные фразы об искусстве пополам с какой-то чепухой и имитировать мыслительную деятельность:
Эль Греко писал картины на тему религиозных сюжетов, однако стоит отметить обилие цвета в его полотнах.
Не хочу говорить о погрешностях против русского языка! Хочу отметить авторскую логику, ибо тут «в огороде бузина, в Киеве дядька». Ибо, конечно, это было очень необычно – обилие цвета, когда пишешь «на тему религиозных сюжетов». Религия не позволяла, понимаете ли, красками писать!
Кого и чему могут научить подобные статьи? О каком «познании» может идти речь?
Читайте также:
Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.
#история #экономика #искусство #глупость #банки #живопись #возрождение #средние века