Найти тему
Балканист

«Обретение» Валерия Сташевского: как сложилась судьба главного архитектора «русского Белграда»

https://balkanist.ru/author/borshev/
https://balkanist.ru/author/borshev/

9 марта исполняется 140 лет со дня рождения выдающегося русского инженера и архитектора Валерия Владимировича Сташевского, который внес весомый вклад в формирование облика современного Белграда. К сожалению, о деятельности Сташевского в Сербии соотечественники знают крайне мало, а о его последних днях и вовсе не было известно. Выяснить, что произошло с зодчим, строившим «русский Белград», сумела заведующая отделом истории российского зарубежья Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына Марина Сорокина.

«Говоря о русских архитекторах Белграда, в основном все вспоминают Николая Краснова, потому что недавно был его юбилей. Благодаря выставке, которую мы делали вместе с архивом Югославии, его имя прозвучало и дало импульс к созданию “красновского мифа” — о том, что именно этот зодчий сформировал архитектурный облик Белграда. В СМИ даже был материал под заголовком “Город, который создали русские”. А еще появился памятник, стали снимать фильмы, в Белграде и Ялте его именем назвали улицу», — перечисляет российский историк.

В отличие от Краснова, Сташевский, к сожалению, широкой публике не известен, и мало кто распознает его на исторических снимках.

«Когда мы смотрим на фотографии русской эмиграции в Югославии, то, конечно, есть несколько хрестоматийных карточек, где в центре всегда барон Петр Николаевич Врангель и рядом с ним “еще кто-то”... Кто эти люди, обычно никто не знает. Наиболее продвинутые говорят, что рядом [генерал Владимир Павлович] Шатилов, представители церкви, перечисляют разные фамилии. Но на одном из самых известных снимков 1924 года за супругой барона Врангеля как раз стоит Валерий Владимирович Сташевский. Это имя знакомо меньше, чем Краснова, но именно Сташевский имеет абсолютное право называться главным архитектором Белграда», — говорит Марина Сорокина.

В. В. Сташевский во втором ряду, за спиной супруги П. Н. Врангеля
В. В. Сташевский во втором ряду, за спиной супруги П. Н. Врангеля

Валерий Сташевский спроектировал один из главных символов «русского Белграда» — Свято-Троицкую церковь, где сегодня располагается подворье РПЦ в Сербии. По его проекту также была выполнена Иверская часовня на русском участке Нового кладбища, как и стоящий рядом памятник «Русской славы», над которым Сташевский работал вместе с другим русским архитектором Романом Верховским.

Верховской совместно с сербскими зодчими спроектировал и монумент Сербским воинам-защитникам Белграда Первой мировой, расположенный на том же кладбище. Именно благодаря совместным проектам и возникала энергетика русско-сербских отношений.

Эскиз Свято-Троицкой церкви, выполненный Сташевским
Эскиз Свято-Троицкой церкви, выполненный Сташевским

«В истории русского зарубежья Югославия и Сербия этим и уникальны: именно здесь нашлись люди, которые стали выстраивать институты русской эмиграции. Не только русские, но и русско-сербские. Одним из таких была, например, первая Русско-сербская гимназия», — рассказывает Марина Сорокина.

-4
Иверская часовня тогда и сейчас
Иверская часовня тогда и сейчас

Историк подчеркивает, что в каких-то моментах Сташевский превзошел и ставшего широко известным Краснова. Николай Петрович в дореволюционной России был императорским архитектором, а в Сербии стал королевским зодчим и главным образом работал с двором Александра Карагеоргиевича.

«Совсем другое дело Валерий Владимирович. В отличие от эмигрантов, которые многие годы сидели на чемоданах и старались группироваться только вокруг русских эмигрантских учреждений, Сташевский уже к 1928 году создал собственное бюро, которое занималось частным проектированием в Белграде. Если кто и строил “русский Белград” — да и Белград в целом, — это как раз Валерий Сташевский», — говорит заведующая отделом истории российского зарубежья ДРЗ.

В свое время архитектор закончил Николаевскую военно-инженерную академию и Институт гражданских инженеров имени Николая I. Прекрасное образование позволило ему добиться успехов в столице Югославии. Помимо Свято-Троицкого храма, Иверской часовни, памятника российским солдатам Первой мировой и множества частных домов и вилл, зодчий спроектировал ряд зданий общественного назначения: Дом русских военных инвалидов на Вождовце, школу на Чукарице, совместно со своим сыном Григорием — клуб любителей весельного спорта «Белград» на Аде Циганлии, а также клуб чиновников Народного банка на Топчидере.

Сташевский — выпускник Николаевской инженерной академии, снимок до 1917 г. Фото впервые опубликовано на сайте «Русская Сербия»
Сташевский — выпускник Николаевской инженерной академии, снимок до 1917 г. Фото впервые опубликовано на сайте «Русская Сербия»

Нельзя сказать, что Валерий Сташевский был неизвестной среди сербов фигурой. До 90-х годов местные историки писали о нем достаточно много. Однако о судьбе архитектора после 1944 года не было никакой достоверной информации.

После Второй мировой войны ситуация с русской эмиграцией в Югославии в принципе была сложная. Многие считают, что та исчезла. Кто-то говорит о ее агонии ввиду тяжелых внутриполитических процессов и разрыва отношений между Тито и Сталиным. Многих белоэмигрантов, отказавшихся принимать новое югославское гражданство, высылали из страны или арестовывали. Показательна судьба филолога Ильи Николаевича Голенищева-Кутузова, который, как и многие другие, отсидел несколько лет в югославской тюрьме... На многих фотографиях, коих сохранилось немало, Сташевский запечатлен рядом с Врангелем. Забегая вперед, можно сказать, что это могло сыграть негативную роль в его судьбе.

Сташевский крайний справа
Сташевский крайний справа

По имевшимся до недавних пор данным, до начала 1945 года Сташевский жил в Белграде. Что с ним происходило дальше — неизвестно. Одни писали, что после освобождения сербской столицы его арестовали и вывезли в СССР. По другой версии, следы архитектора были обнаружены в Марокко, где он якобы и скончался в 1950-х годах.

Удивительно, но о судьбе Сташевского ничего не могли рассказать ни друзья архитектора, ни его знакомые. Что касается родственников, то его супруга и мать были похоронены в Белграде. Последняя умерла в 1950 году. Оба сына при невыясненных обстоятельствах переехали в США, где один стал успешным архитектором, а другой — художником. Однако попытки Марины Сорокиной получить информацию от наследников не увенчались успехом.

Могила жены и матери В. В. Сташевского
Могила жены и матери В. В. Сташевского
Чета Колюбакиных и старший сын Сташевского в Белграде. 1930-е. Предоставил И. Подвалов (США)
Чета Колюбакиных и старший сын Сташевского в Белграде. 1930-е. Предоставил И. Подвалов (США)

Историк продолжала архивные изыскания и поиск людей, кто мог бы пролить свет на судьбу зодчего. На помощь пришел Фейсбук. Несколько лет она переписывалась с российским эмигрантом из США Иваном Подваловым, который строит в Лос-Анджелесе музей русской эмиграции и всегда охотно делился информацией о судьбе русских беженцев за рубежом. Ему удалось найти ранее не известных родственников Валерия Сташевского. Самое удивительное, что те проживают в Москве.

Сташевский с семьей в Белграде, 1930-е. Фото впервые опубликованы на сайте «Русская Сербия»
Сташевский с семьей в Белграде, 1930-е. Фото впервые опубликованы на сайте «Русская Сербия»

Марина Сорокина встретилась с ними и выяснила, что они глубоко интересовались судьбой всего своего рода. Им удалось найти и облагородить могилу отца Сташевского, который был генерал-майором русской императорской армии, узнать детали жизни матери архитектора и, самое главное, выяснить судьбу самого зодчего.

Родственники архитектора направили запрос в правоохранительные органы РФ и после предоставления доказательств, что они являются прямыми потомками, получили копии частичных выписок из личного дела Валерия Владимировича.

Выяснилось, что он был арестован Смершем в Сербии 31 декабря 1944 года. Из протоколов допроса следует, что военной контрразведке Сташевский был не интересен. Ему инкриминировали незаконный отъезд из России (странное «обвинение», учитывая хронологию событий Гражданской войны в России), а также участие в Русском общевоинском союзе (РОВС)... и больше ничего. Слабые основания даже для ареста.

В руках Смерша Сташевский оставался до 12 февраля 1945 года, после чего был передан титовской спецслужбе ОЗНА (Служба по Защите Народа) которая в то время функционировала как отделение военной контрразведки. Среди прочих архивных документов, полученных родственниками, была и справка о расстреле Валерия Владимировича Сташевского 21 февраля 1945 года.

Последняя фотография Сташевского из следственного дела
Последняя фотография Сташевского из следственного дела

Причины, по которым Валерий Сташевский был передан югославским спецслужбам, а затем расстрелян, историкам только предстоит выяснить. Была ли это чудовищная ошибка, злой умысел или расправа по классовому признаку (в Югославии параллельно со Второй мировой войной развивалось и гражданское противостояние)?

Марина Сорокина намерена продолжить расследование судьбы российского архитектора. Историк уверена, что теперь, обладая конкретными сведениями, докопаться до истины будет проще. Она планирует направить запросы в сербские архивы, чтобы узнать детали ареста Сташевского, место его казни и захоронения.

По мнению историка, ее работа поможет пролить свет на невыясненные обстоятельства судеб и других видных соотечественников первой волны русской эмиграции в Югославии.

А 21 февраля 2022 года — спустя ровно 77 лет после расстрела Валерия Владимировича — в Свято-Троицкой церкви отслужили панихиду, на которой присутствовали потомки белоэмигрантов, представители Российского центра науки и культуры — «Русского дома» в Белграде, коллеги Марины Сорокиной, российские соотечественники и журналисты.

Фото: Кирилл Борщев
Фото: Кирилл Борщев

Кирилл Борщев

Белград
5341 интересуется