Найти в Дзене

Урок по теме «Предлог. Разряды предлогов. Грамматические нормы употребления предлогов»

Предлагаю вашему вниманию разработку первого урока по теме "Предлог" в 7 классе. Она содержит все необходмые этапы с лингвистическим материалом для анализа, теорией, таблицами, упражнениями для первичного закрепления. В конце статьи — ссылка на гугл-презентацию, которую можно скачать и использовать на уроке.

1. Работа с текстом

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание слов. Объясните постановку знаков препинания в выделенных предложениях.

По окончании ледникового периода, около 12 тысяч лет назад, в мире произошли коре(н/нн)ые изменения. Повышение температуры привело к таянию ледя(н/нн)ых щитов, покрывавших почти четверть поверхности суши Земли. Р…стения и животные ра…пространились д…леко на север, в широты, которые в течение долгих тысячелетий до этого были слишком холодны для жизни. Огромные массы воды высвоб…дились из ледя(н,нн)ых оков. Уровень Мирового океана повысился, климат стал более влажным. Пустыни, зан…мавшие прибл…зительно половину суши в тр…пическом поясе планеты, тоже начали отступать под натиском обильных дождей и новых рек. За р…стениями и животными на новые земли двинулись и люди.

(Из книги "Энциклопедия для детей. Древние цивилизации" под ред. коллегии: М.Аксёнова, Д. Володихин, И. Стрикалов и др.)

Используя информацию из текста, заполните таблицу «Изменения, произошедшие в мире после ледникового периода в связи с повышением температуры».

-2

2. Повторение изученного на прошлом уроке

Правда ли, что…

  1. …деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами? (Да)
  2. …деепричастный оборот, который стоит после определяемого слова, обособляется? (Нет)
  3. …обособляются одиночные деепричастия, кроме тех, которые перешли в наречия? (Да)
  4. …деепричастный оборот, являющийся фразеологизмом, не обособляется? (Да)
  5. …если между двумя деепричастными оборотами стоит союз И, то запятая перед ним не ставится, так как ДО являются однородными членами предложения? (Нет)
  6. …не обособляется деепричастие с зависимым словом «который»? (Да)
  7. …деепричастие и глагол должны относиться к одному подлежащему? (Да)
  8. В любом безличном предложении можно употреблять деепричастный оборот? (Нет)

3. Объявление темы урока. Постановка задач.

- Тема нашего урока: «Предлог. Разряды предлогов. Грамматические нормы употребления предлогов».

- Сегодня на уроке мы:

  1. Познакомимся с функцией предлога как части речи.
  2. Узнаем разряды предлогов по значению, группы предлогов составу и по происхождению.
  3. Научимся различать производные и непроизводные предлоги.
  4. Научимся отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.
  5. Изучим грамматические нормы употребления предлогов в речи.

4. Актуализация знаний

- Какие самостоятельные и служебные части речи вы знаете? Заполним таблицу.

- Для чего нужны служебные части речи? Они выполняют определенные функции. Что это за функции, вы пока не знаете. В течение последующих уроков нам предстоит получить ответы на вопросы, которые вы видите на слайде. Ответ на первый вопрос - о функции предлога - мы получим уже сегодня.

4. Анализ языкового материала.

- Свяжите слова в словосочетаниях, выбрав подходящий предлог. Сделайте вывод: для чего нужны предлоги? (Для связи слов).

-4

5. Изучение нового материала с первичным закреплением.

Предлог – это служебная часть речи, выражающая связь между двумя самостоятельными словами.

Предлог может связывать слова разных частей речи:

  1. глагол и существительное: сел за стол, пришёл в школу;
  2. местоимение и существительное: я с Васей;
  3. существительное и существительное: дача за городом;
  4. числительное и существительное: пять с половиной.

Предлоги не являются членами предложения, но входят в их состав.

Разряды предлогов по значению

-5

Первичное закрепление

Задание

Определите разряды предлогов в предложениях.

  1. Володя пропустил занятия в (пространственный) школе из-за (причинный) болезни.
  2. Я узнал эту новость от (объектный) друга.
  3. Собака выбежала из (пространственный) дома.
  4. Гость присел к (пространственный) столу.
  5. Ввиду (причинный) затяжных дождей урожай был плохим.
  6. Родители вернулись домой через (временной) час.
  7. Мама купила сыну кроссовки для (целевой) бега.
  8. Несмотря на (уступительный) холодную погоду, мы пошли кататься на коньках.

Группы предлогов по составу

-6

Анализ языкового материла

Сравните предложения. Какие из выделенных слов можно заменить предлогами? Какие из них самостоятельные части речи, а какие предлоги?

  1. В течении горной реки есть пороги. — В течение часа мы прошли не более трёх километров.
  2. Я положил на счёт деньги. — Мы долго говорили насчёт моей новой работы.
  3. В следствии по делу об ограблении много неясного. — Вследствие непогоды наш рейс отменили.

Группы предлогов по происхождению

- Производные предлоги образуются от разных частей речи: от существиетльных, наречий и деепричастий.

Список производных предлогов

-7

Как отличать производные предлоги от омонимичных частей речи?

-8

Первичное закрепление

Задание

Выпишите номера предложений, в которых выделенные слова являются производными предлогами.

  1. Мы договорились насчёт завтрашнего дня. (Предлог)
  2. Вместо меня выступил мой коллега. (Предлог)
  3. У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой. (Предлог)
  4. Туристы отправились в место, очень опасное.
  5. Поход отменили ввиду плохой погоды. (Предлог)
  6. Мы шли на встречу с волонтёрами.

Задание

Распределите сочетания в два столбика: производные предлоги и омонимичные части речи.

В течении ручья, в течение дня; навстречу другу, на встречу с другом; в место встречи, вместо урока; поселился рядом, остановился рядом с домом; благодаря друга за помощь, благодаря упорному труду.

(РЕШЕНИЕ. Предлоги: в течение дня, навстречу другу, вместо урока, остановился рядом с домом, благодаря упорному труду. Омонимичные части речи: в течении ручья, на встречу с другом, в место встречи, поселился рядом, благодаря друга за помощь).

Грамматические нормы употребления предлогов

1. Предлоги, которые употребляются только с родительным падежом

в виде - (в виде чего?) в виде конуса

в заключение - (в заключение чего?) в заключение речи

в меру - (в меру чего?) в меру возможностей

в продолжение - (в продолжение чего?) в продолжение года

в силу - (в силу чего?) в силу обстоятельств

в течение - (в течение чего?) в течение месяца

наподобие - (наподобие чего?) наподобие шара

по причине - (по причине чего?) по причине рассеянности

посредством - (посредством чего?) посредством жестов

2. Предлоги, которые употребляются только с дательным падежом

наперекор - (наперекор кому?) наперекор всем

подобно - (подобно чему?) подобно гению

согласно - (согласно чему?) согласно расписанию

вопреки- (вопреки чему?) вопреки прогнозам

благодаря - (благодаря чему?) благодаря родителям

наперерез- (наперерез чему?) автомобилю

3. Предлог ПО (в значении «после чего-то») употребляется только с предложным падежом

(по чём?) по возвращении из отпуска

по завершении лекции

по предъявлении паспорта

по заключении договора

по окончании фильма

по прибытии из командировки

по приезде в город

по прилёте самолёта

Первичное закрепление

Задание «Лови ошибку»

В каких предложениях допущены ошибки в употреблении предлогов?

  1. Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах. (Вопреки распространенному мнению)
  2. Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня. (Наперерез понёсшемуся коню)
  3. Вопреки указанию директора, отгрузка товаров не была начата в срок.
  4. По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц. (По приезде в Пятигорск)
  5. Благодаря оперативного вмешательства властей последствия стихии быстро удалось устранить. (Благодаря оперативному вмешательству)
  6. Согласно результатам исследования российских экономистов, для 60 процентов населения актуален вопрос сбережения заработанных денег.
  7. Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел. (Благодаря тёплым дням)
  8. Петя вышел из-за стола, благодаря маму за вкусный обед.

Надо запомнить

-9

Первичное закрепление

Задание

Составьте предложения, ставя существительные в нужный падеж

и правильно употребляя предлоги.

  1. Мама очень беспокоилась ___________ (сын) и тревожилась __________ (дочь).
  2. Напишите отзыв _________ (любимая книга) и рецензию ___________________ (новый фильм).
  3. Не стоит препятствовать ________________ (желание ребёнка)

и тормозить его ____________ (развитие).

4. Перед поездкой туристов предостерегли _____________ (случайные знакомства) и предупредили ______________ (возможные неприятности).

(РЕШЕНИЕ.

  1. Мама очень беспокоилась о сыне и тревожилась за дочь
  2. Напишите отзыв о любимой книге и рецензию на новый фильм.
  3. Не стоит препятствовать желанию ребёнка и тормозить его развитие.
  4. Перед поездкой туристов предостерегли от случайных знакомств и предупредили о возможных неприятностях).

6. Итог урока.

- Вернемся к тексту, с которого начали наш урок. Сумеете найти в нем все производные предлоги? (Ответ: по окончании, около, в течение).

Здесь вы можете скачать презентацию к уроку.

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".