Сегодня мы говорим с Ириной Скрипачевой, дефектологом фонда «Я особенный». Частную помощь девушка совмещает с работой учителя начальных классов в коррекционной школе. Какого это – работать сразу с таким большим количеством детей? Почему на учителя сегодня возлагаются сверхзадачи? В чем роль профильной помощи?
–Ирина, вы – дефектолог. Давайте разберемся, чем занимается этот специалист.
–Сразу разрушим заблуждение: дефектолог – это не логопед. У человека есть высшие психические функции. Например: память, внимание, речь, мышление, воля. Все они взаимосвязаны. Задача дефектолога – посмотреть, что из этого спектра выпадает у ребенка в силу диагноза. Например, у умственно отсталых деток определенная часть мозга не может функционировать в том объеме, в котором работает у обычного человека. Моя задача увидеть и понять, где можно что-то улучшить. То, что выпадает, попытаться «включить», либо компенсировать.
–Компенсировать?
–Возместить недоразвитые или нарушенные функций с помощью сохраненных или частично нарушенных. К примеру, ребенок не может читать, но может обучаться по карточкам. Но понимание материала можно понять, если педагог озвучит то, что изображено на карточке (буква, картинка, цифра).
–С какими запросами приходят родители?
–Чаще – образовательными. Подтянуть математику, например. Я, конечно, соглашаюсь, но параллельно в рамках урока развиваю у ребенка память, внимание, усидчивость и волю. Для общего развития дефектологи часто используют лексические темы – «посуда», «мебель», «транспорт», «животные». И внутри этих тем формируют блок заданий.
–Нейропсихолог, к слову, тоже работает со схожими критериями – мышлением, памятью. Тогда в чем разница?
–В технике работы. Детский нейропсихолог исследует структуру дефекта, если он есть, или же особенности развития познавательной сферы ребенка с точки зрения мозговой организации деятельности. Дефектолог углубляется в образовательную часть. Познание окружающего мира. Мы можем использовать некоторые приемы нейропсихологии, но не в полном объеме. Это отдельная отрасль. Иногда сильно не усидчивого ребенка следует отправить сначала именно к нейропсихологу. После его специальных упражнений порой происходит «волшебство». Ученик лучше сидит, воспринимает информацию. Нейропсхиолог может очень помочь настроить ребенка, подготовить его к дальнейшему принятию знаний.
–Знаю, что вы прошли курсы по поведенческой аналитике. Как они помогли на практике?
–ABA перевернул мой мир. Эта методика отличается от привычного взаимодействия с детьми. С ее помощью сразу смотришь на причину поведения. Тщательно анализируешь реакции ребенка, а также смотришь, как на нежелательное поведение реагируют взрослые. Наладить занятие можно, не надрывая нервную систему. На всех детях, на которых я отрабатывала знания, полученные в течении курса, ABA сработал. Меня это очень вдохновило. Думаю о дальнейшем развитии.
–Какие методы ABA вы используете сейчас?
–Жетоны–поощрения. Это награды, которые, по идее, не должны иметь никакой ценности. Для одной девочки я сделала стикеры с ее любимым мультяшным драконом. Хорошо выполнив задание, она вытягивает жетон. Ради него она старается. Раньше выполняла задачи не до конца. Могла лечь на стол, отказывалась заниматься. С другим ребенком мы собираем жетоны, а потом меняем на наклейку.
–Родителей мотивируете учиться?
–Да! Но, как оказывается на деле, многие слишком заняты и не могут много времени уделить ребенку. А когда я говорю, что поведенческий аналитик будет в первую очередь общаться и работать с ними, а не с детьми, вообще встречаю отторжение. Людям будто сложно признать чужой авторитет. Они зацикливаются на образовательной части, а проблемы поведения игнорируют.
–А что, в коррекционной школе другие родители?
–Нет, такие же. В фонде просто чуть больше ответственных, обеспокоенных. В школе я многим предлагала пойти в фонд. Бесплатно получать дополнительную помощь! Почему нет? Но не многие заинтересовались.
–Отчего, как думаете?
–Видимо, считают, что достаточно школы. Нет понимания серьезности проблемы. Либо отрицание диагноза.
–Верно ли, что перед тем как социализировать ребенка, принципиально важно проработать поведение?
–Да. А оно, прежде всего, идет из семьи. То, что происходит дома – прямо отражается на том, каким образом ребенок будет дальше социализироваться. Родители часто кричат, ругаются. Почему они думают, что ребенок будет вести себя иначе? Бывает, ему и самому не нужна социализация в привычном нам смысле. У меня есть мальчик с РАС. Он спокойно сидит и читает на перемене. Если к нему кто-то из ребят подойдет и начнет задавать вопросы, он вполне может ответить. Но важно: ему комфортно проводить время без постоянного контакта с окружающими. Он, кстати, невероятно поёт!
–Поёт?
–Да. У него эхолалия. Благодаря этой особенности может точно повторить любую песню. Так я однажды поняла, что его папа накануне смотрел «Игру Кальмара» – мальчик пришел и чисто напел знакомую мелодию (смеется). Мы с родителями нашли инклюзивный театр, куда теперь они с удовольствием ходят. А юный талант не пропадет, эта мысль делает меня чуточку счастливей.
–Чем именно может помочь родителям поведенческий аналитик?
–Он может подсказать, как составить правильное расписание, нужную последовательность действий. Ввести жетоны, научить вовремя убирать гаджеты. С ними часто – отдельная проблема. Ребенок не чувствует меры, крики мамы ему ничего не скажут. А ведь можно поставить большой секундомер, чтобы он понимал, что время действительно кончилось. Договоренность должна соблюдаться.
–Сейчас режим детей изменил дистант. Чувствуете это в работе?
–Чувствую. Расскажу на примере своей маленькой подопечной. За лето мы с ней научились показывать цифры на пальцах, порядковому счеты, сложению и вычитанию в доступном для нее объеме. Сейчас учим буквы. Прогресс хороший шел. Но как только она перешла на дистант, встречи осложнились. У ребенка все равно сбился немного режим. Теперь ее надо долго усаживать, теряя по 10-15 минут.
–Почему вы пошли работать в фонд?
–Фонд в моей жизни – огромная поддержка. В один момент мне понадобилась подработка, и в этот момент я узнала о «Я особенный». Фонд дает потрясающую возможность свободного графика. Это невероятный плюс. Могу свободнее планировать свою жизнь, не забрасывать и развивать свои хобби. Нравятся кураторы и администрация, они всегда отвечают на вопросы, приветливы и вежливы, решают любые трудности, работа скоординирована хорошо.
–Большой поток особенных детей в жизни не вызывает чувства жалости?
– Я не жалею детей. Чем им это поможет? Мы им жизнь не спасаем. Мне безумно нравится моя работа и профессия. Я могу помочь этим детям научиться элементарным образовательным и социальным навыкам, находить в жизни прекрасное, преодолевать трудности, дружить и решать конфликты. И еще много чего. Мне по духу порой ближе дети постарше. С ними занималась на продленке. С этим возрастом можно иногда общаться как друг, но при этом, когда нужно, держать дистанцию учитель – ученик.
–А как Вы сохраняли эту тонкую грань?
–Со старшими классами я перестала идти путем нотаций. Знаю, что многие в силу возраста или менталитета попадают в плохие компании. А там подтягиваются и вредные привычки. Поэтому перехожу к главному. Учу их оказывать первую медицинскую помощь. Обсуждаю, что делать при различных видах отравления, обмороке. В теме запрещенных веществ крайне строга: «только не наркотики, это пряма дорога к смерти». Ко мне как-то пришли двое подростков, которые хотели бросить курить. Мы повесили два календаря. На одном отмечали день, когда они курили. На другом – когда нет. В конце месяца мы вместе посчитали, сколько денег у них ушло на вредную привычку. Выписали эту сумму. 2,5 тысячи! Они удивились. Саму страсть к курению эту не убьет, зато покажет ребенку хотя бы ценность денег.
–Здорово! А теперь наш традиционный вопрос. Почему особенным педагогом быть круто?
–Это не круто. Это жизненно, обычно. Меня не удивляет то, что я вижу вокруг себя. Я выбрала близкую сердцу профессию. Шла к ней постепенно. Не люблю, когда излишне восхваляют работу с особенными детьми. Для меня это просто любимое дело.
Текст и фото: Галина Соловьева.
#дефектолог #образование #аутизм #особенныедети #особенный ребенок #дети #воспитание #детство #учитель