Найти тему
Строительный мир

А была ли дорога? Прямой путь из Петербурга в Москву

Оглавление

После основания Города на Неве в 1703 году одним из главных вопросов стало обеспечение надежного сухопутного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом, ставшим столицей Российской империи с 1712 года.

«Першпективная» дорога

Петром I было принято решение о строительстве нового тракта в юго-восточном направлении. Подготовка продолжалась в течение нескольких лет, после чего по приказу государя в 1712-м (по другим данным, в 1716-м, когда подполковнику Путилову был отдан соответствующий приказ Меньшиковым) приступили к работам на участке.

© public domain (План Санкт-Петербурга, 1720-е гг.)
© public domain (План Санкт-Петербурга, 1720-е гг.)

Помимо основного объекта, необходимо было возвести целый ряд сопутствующей инфраструктуры, включая почтовые станции, жилые помещения для обслуживающего персонала, конюшни (лошадей меняли по ходу пути) и др.; вдоль дороги вбивали верстовые столбы, что стало новшеством того времени для России.

Также были продуманы ответвления от основной трассы к другим населенным пунктам. А для знатных особ возвели на протяжении всего маршрута несколько путевых дворцов, где те, измотанные дорогой, могли спокойно передохнуть. Чтобы предупредить нападения разбойников, лес в районе дороги вырубали на несколько десятков метров.

Первые 135 км от Санкт-Петербурга до реки Волхов в районе Чудово проложили к 1719 году (по другим данным — на год раньше). Эта дорога в источниках тех лет упоминается как «Першпективная». Наряду с ней в качестве отдельных объектов называются «Новгородская» и «Московская» дороги, существовавшие и раньше. Первая шла от Чудова до Новгорода, а вторая — дальше до бывшей столицы.

Весь этот маршрут примерно соответствовал современной трассе М-10 «Россия». В 1720-х году дорога находилась в неудовлетворительном состоянии. Путешествующие отмечали, что вместо пяти дней пути зимой, в теплое время года порой приходилось тратить в четыре раза больше времени.

До Москвы по прямой

Учитывая качество и протяженность действующей трассы между Новгородом и Москвой, было принято решение о продолжении строительства «Першпективной» дороги. Будущий маршрут словно по линейке нарисовали на карте — трасса должна была стать абсолютно прямой, что сокращало путь между городами на 150 км.

План утвердили в ноябре 1721-го при непосредственном участии Петра I. И уже через пять месяцев вышел государев указ о строительстве тракта в направлении Москвы от Волхова Моста (тогда — Соснинская пристань) — еще порядка 500 км. В качестве главной рабочей силы выступали крестьяне из местной округи. Для строительства мостов привлекали подряды.

© public domain (План "Першпективной" дороги)
© public domain (План "Першпективной" дороги)

Кампания требовала огромных вложений, поэтому было принято решение о взимании специального налога — по 5 коп. с крестьянского двора; купцов обязали отчислять по 0,5% от дохода. Собрали почти 30 тыс. руб. За несколько лет трассу дотянули до современного поселка Крестцы. На момент смерти Петра I, в 1725 году, этот участок, по всей видимости, уже действовал. В 1727 году работы прекратились. Но когда именно трасса дошла до Москвы и сколько просуществовала эта дорога — неясно.

Была ли дорога?

Современные исследователи делают вывод, что на большем протяжении это был не столько полноценный тракт, сколько, по всей видимости, обычная просека — из-за прекращения финансирования довести проект до конца не получилось. На картах второй половины 18 столетия «Першпективная» заканчивается на реке Волхов.

В 1756 году поднимался вопрос о восстановлении прямой дороги до Москвы, но из-за сложного рельефа местности Сенат не поддержал идею и средства выделены не были. Вместо этого решили улучшить действующую трассу, идущую через Новгород. По одной из версий, позднее работы были продолжены, но в 1763-м их остановили по приказу императрицы Екатерины II, так и не дойдя до Москвы.

Из источников 19 столетия, когда строили Николаевскую железную дорогу, соединившую две столицы в 1851-м, можно узнать некоторые сведения о судьбе «Першпективной», а точнее, ее отрезка от реки Волхов до Москвы. По сообщению жителей окрестных деревень, в первой половине 1700-х гг. по этому маршруту передвигался гужевой транспорт, перевозилась почта. Об этом в своих воспоминаниях, ссылаясь на рассказы местных сторожил, упоминает ученый-механик, инженер-генерал, один из строителей стальной магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой Павел Петрович Мельников.

© public domain (Разводной мост через Волхов на Николаевской железной дороге)
© public domain (Разводной мост через Волхов на Николаевской железной дороге)

Сам он был уверен, что гужевую дорогу от Волхова до Москвы не достроили и она никогда не действовала. Но, по рассказам местных, до определенного времени на ней даже стояли верстовые столбы. Со временем гужевая трасса, которую называли дорогой Первого Императора, была заброшена. Исследователи полагают, что случилось это практически сразу после смерти Петра Великого.

Насколько был обустроен участок до Москвы — сказать сложно. По сути, стальная магистраль, которую проложили в 19 столетии, практически повторяет маршрут прежней гужевой дороги.

Плата за проезд

В должном состоянии поддерживался только участок от Волхова до Санкт-Петербурга, так как альтернативного пути попросту не было. Примерно через двадцать лет после его открытия произвели масштабную реконструкцию. Применяли современную на тот момент технологию — так называемый фашинный способ: рыли котлован глубиной 1-2 м и затем укладывали в несколько слоев (наискось и поперек дороги) связки прутьев, пересыпая их песком; после чего из бревен делали помост и утрамбовывали сверху землей.

© Footballophil / CC BY-SA 4.0 (Подобные верстовые столбы ставили в то время на дорогах России)
© Footballophil / CC BY-SA 4.0 (Подобные верстовые столбы ставили в то время на дорогах России)

Несмотря на то, что трасса отличалась по качеству от обычной тропы и считалась лучшей внегородской дорогой в империи, гужевой транспорт двигался по ней медленно, и путь от Москвы до Санкт-Петербурга в летнее время года занимал порядка трех недель. Особенные сложности добавляла непогода — стоило пойти дождю, и двигаться по тракту становилось значительно сложнее. В холодный сезон организовывали зимник.

С 1742-го после проведения ремонта «Першпективную» сделали платной (до 1754-го); деньги не брали только с пешеходов и военных. При этом, если какой генерал отправлялся по личным делам, его обязывали платить наряду со всеми. За первые четыре года собрали почти 14 тыс. руб., но эта сумма была несколько ниже необходимой для надлежащего содержания дороги. Больше всего брали с карет и колясок, запряженных шестью лошадьми — 24 коп. Едущий верхом платил 3 коп. Зимой платили в два раза меньше.

В 1786 году всю дорогу от Санкт-Петербурга до Москвы планировали вымостить булыжником, но реализации этих планов помешала война с турками — реконструировали лишь небольшой отрезок.

© Администрация Санкт‑Петербурга / gov.spb.ru (Подобное мощение булыжником планировалось на всем протяжении дороги от Москвы до Петербурга)
© Администрация Санкт‑Петербурга / gov.spb.ru (Подобное мощение булыжником планировалось на всем протяжении дороги от Москвы до Петербурга)

Таким образом, основываясь на источниках того времени, ряд исследователей делает вывод, что трассу от Волхова до Москвы все же дотянули, но не обустроили. Поэтому назвать объект полноценной дорогой (в понятиях того времени) сложно. Тем не менее существуют свидетельства, что некоторое время по ней передвигался гужевой транспорт и даже был размечен километраж (версты). Сегодня тот маршрут частично повторяет действующая железнодорожная магистраль «Москва – Санкт-Петербург».

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

1. Калинин М. В Какими были в XVIII веке первые платные дороги в России // Родина. 2017. №6(617) — 10 полоса

2. Калинин М. В. Путешествие из Петербурга в Москву при Петре Великом // Russian Colonial Studies. 2019. №1 — С. 60-65

3. Калинин М. В. «Першпективная» дорога из Петербурга в Москву // Человеческий капитал. 2018. №6(114) — С. 17-22

4. Кудрявцев А. С. Очерки истории дорожного строительства в СССР. М. 1957. — С. 113-116, 119

5. Соколов Н. И. Санкт-Петербургская почта при Петре Великом. СПб. 1903. — С. 55-56