Строящийся для Балтийской косы паром на электротяге планируется ввести в эксплуатацию в 2022 году. Судно должно заложить основу для будущего грузопассажирского электрофлота.
В 2022 году со стапеля Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» должен сойти паром, строящийся для линии Балтийск – Балтийская коса. Новое судно уже прозвали «эко-паромом», формально это среднемагистральный автомобильно-пассажирский паром на электроходу проекта 19411.
Примечательно, что это первый российский грузопассажирский электропаром. В мире такие суда эксплуатируются уже несколько лет.
Эко-паром строится для обеспечения переправы на Балтийскую косу в рамках госпрограммы по развитию судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений. Заказчиком судна выступает Минпромторг России. Контракт на поставку электропарома заключен в 2019 году с Калининградским государственным техническим университетом (КГТУ). По данным сайта госзакупок, стоимость контракта между Минпромторгом и КГТУ составляет 389,5 млн рублей.
Проект первого отечественного электропарома разработан в компании «Нордик Инжиниринг». Строительство судна ведет компания «Ушаковские верфи» на стапельном комплексе ПСЗ «Янтарь». Предприятия из Калининградской области сотрудничают в рамках региональной кооперации.
Немного о проекте 19411. По материалам разработчика проекта, паром представляет собой судно открытого типа с одноярусной надстройкой и рубкой по правому борту. В носовой и кормовой частях расположены две аппарели для погрузки техники.
Предназначенное для круглогодичной эксплуатации судно разработано на класс Российского речного регистра Р1,2 А (Лед 20).
Основные технические характеристики электропарома проекта 19411:
- длина – 36 м;
- ширина – 10 м;
- высота борта – 3,4 м;
- максимальная осадка – 1,8 м;
- дедвейт в полном грузу – 262 т;
- автономность – 1,5 суток;
- максимальная скорость хода – 13 км/ч.
Судно сможет перевозить до 80 пассажиров и 15 автомобилей. Транспортные средства будут располагаться на главной палубе. Там же предусмотрен один пассажирский салон с местами для инвалидов. Ещё два пассажирских салона будут размещены в трюмах.
Самой интересной частью является энергетическая установка судна. Подробностей об этом, к сожалению, ещё не очень много. Поставщик аккумуляторных батарей и электродвигателей пока не раскрывается. Из госконтракта следует, что на судне должны быть основные, резервные и аварийные батареи. На скорости 5 км/ч энергии должно хватать на 315 км хода, на 10 км/ч – на 116 км; на максимальной 13 км/ч – на 45 км.
Отдельным пунктом в техническом задании проходит создание системы автоматизированного контроля и управления режимами работы аккумуляторных батарей, а также индукционной береговой зарядной станции.
Судя по модели электропарома, в качестве движителей будут использоваться две винторулевые колонки, расположенные в носовой и кормовой частях.
Вот такое интересное судно должно вскоре быть построено в Калининградской области. Немаловажно, что помимо опытного образца эко-парома, результатом исполнения госконтракта должна стать техническая документация, которую планируется использовать для серийного производства аналогичных судов различной грузоподъемности для других регионов страны.
Канал «Судострой» будет следить за ходом работ.