Найти тему
Препод тоже человек

Пять минут полет нормальный. Первый урок

У любого человека есть мечта. Кто-то хочет новый автомобиль, кому-то важно устроиться в хорошую компанию, но есть особая категория людей, частенько выпадающих из вполне себе понятного круга ценностей. О чем может мечтать преподаватель? О том, чтобы его студенты вдруг стали умниками и умницами? О хорошей зарплате? О разумных рабочих часах? Все это так, и все же есть нечто особенное, заставляющее сердце биться чуть быстрее: все мы ждём того сладостного момента, когда студент наконец заговорит. Вот, казалось бы, что тут такого? Но для преподавателя РКИ, имеющего дело с так называемым "нулевиками", это то же самое, что и первый шаг ребенка для любящей матери. Мы радуемся их успехам, подбадриваем, стараемся придумать что-то новое и интересное, практически выворачиваемся наизнанку, чтобы студенты, не только понимали нас, но и не теряли мотивацию и веру в собственные силы.

Изображение из открытого источника Яндекс. Картинки
Изображение из открытого источника Яндекс. Картинки

Когда приходится задумываться, сколько всего должен знать и уметь преподаватель, хочется схватиться за голову и бегать по потолку. Он для своих подопечных и нянька, и психолог, и все знающий профессор, друг и наставник, злобный полицейский и живая путеводная звезда. И если раньше студенты могли прятаться от вездесущего любителя дисциплины и умеренной строгости, то с приходом Facebook, WhatsApp и даже ВК, ситуация в корне изменилась, и теперь уже преподаватель мечтает о покое и тишине. Об этом не рассказывают на занятиях. Институт к этому не готовит.

Каждый из нас когда-то с интересом наблюдал за работой настоящих мэтров РКИ, спрашивал совета, восхищался бесконечными историями о столь важном и по-настоящему полезном деле. Мы выполняли задания и с энтузиазмом ждали, когда же наступит он, тот заветный час, когда почетное место у доски займем мы сами. Наше воображение рисовало яркие картинки того, как мы войдём в аудиторию в новом статусе, как начнем урок и с каким задором и живостью вовлечем студентов в познавательный процесс. Мы мечтали о том, что никогда не допустим глупых ошибок, о которых были наслышаны с первых минут пребывания на лекциях, и верили, что все-то у нас выйдет удивительно хорошо.

С такими иллюзиями сталкивается каждый второй студент, что в общем-то не так уж плохо. Однако на деле все выглядит совсем иначе.

Первый урок - это самый важный момент в жизни преподавателя РКИ: именно тогда становится понятно останется он в этой профессии или нет. Рубеж, через который каждый из нас так или иначе перевалился, оставляет неизгладимый отпечаток на душе, и, увы, справиться с этим могут далеко не все. Радость и эйфория легко трансформируются в страх и неуверенность, ведь в аудитории сидят по сути уже взрослые люди, которые будут оценивать вас, сравнивая с другими преподавателями. Более того, студенты - это не всегда вчерашние школьники, и, если вы работаете на языковых курсах, вы вполне можете встретить и успешных бизнесменов и даже преподавателей, решивших, что русский язык им просто необходим. И в такой ситуации очень сложно не потерять свое преподавательское "я", помнить о своем статусе.

Особенно трудно приходится тем, кто в силу своей комплекции и генетики выглядит младше своего возраста. Им приходится сталкиваться с некоторым вызовом в глазах и поведении студентов, которые не всегда будут настроены дружелюбно. А что делать? Соперничество - один из главных признаков молодости. Но вместе с тем, такой, скажем, хрупкий преподаватель может стать свидетелем вполне типичной ситуации, которую в будущем он неоднократно использует в свою пользу: его признают за своего.

Представьте себе начало года. Студенты ещё не знакомы с преподавателем, преподаватель имеет лишь смутное представление о том, с кем ему предстоит работать. Конечно, он волнуется и потому старается заранее появиться в аудитории. Взяв ключ и вооружившись учебниками, преподаватель входит в помещение, раскладывает свой нехитрый скарб и в попытке успокоиться подходит к окну. Спустя какое-то время в аудитории появляются ОНИ. Их взгляды скользят мимо, даже не оценивая того, кто по каким-то причинам находился здесь. Кто-то тихо садится на свое место, кто-то весело болтает и не обращает особого внимания на то, что происходит вокруг. И вот он, час Х. Преподаватель идёт к двери, аккуратно закрывает ее, собираясь с мыслями. И тут с последних рядов на ломаном английском кто-то кричит: эй, не закрывай дверь! Скоро должен прийти преподаватель.

Что происходит дальше, представить не трудно. Что тут поделаешь? Конфуз. И неловкость этой ситуации сохраняется до самого конца. Виноват ли в этом студент? Нет. Можно ли предъявить претензию к преподавателю? Конечно нет, ибо опыт общения с учениками приходит С ГОДАМИ, и решать подобные ситуации, как и использовать их в своих целях можно научиться только на собственном опыте.

Первый урок может обернуться неудачей или же стать настоящим триумфом для жаждущих работать, однако любой опыт бесценен. Об этом нельзя забывать.