Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О признании недействительным предписания о необходимости получения КЭР

Решение Арбитражного суда Приморского края от 13 сентября 2021 г. по делу № А51-4663/2021

Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Административного органа о необходимости получения комплексного экологического разрешения (далее – КЭР).

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.

Фабула дела:

По результатам проверки Административным органом было установлено, что Общество осуществляет деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду I категории и им не было подано заявление на получение КЭР. Данные обстоятельства явились основанием для выдачи Административным органом предписания об устранении выявленного нарушения.

Не согласившись с позицией Административного органа, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

В обоснование заявленных требований Общество отметило, что принадлежащий ему спорный объект не включен в Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. № 154) (далее - Перечень), в связи с чем Общество должно получить КЭР до 2025 г.

В свою очередь Административный орган указал, что данная отсрочка предоставляется только в случае, если хозяйствующий субъект располагает действующими утвержденными в установленном порядке нормативами образования отходов и лимитов на их размещение.

Правовое обоснование:

1.В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить КЭР.

2.Согласно п. 5 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» подача заявки на получение КЭР осуществляется не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия КЭР.

3.По мнению суда, из правового смысла указанной выше нормы следует, что ею регулируется срок обращения с заявкой на получение КЭР в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, построенных либо реконструированных после введения в действие ст. 31.1 ФЗ «Об охране окружающей среды», то есть после 1 января 2019 г.

4.В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти с заявкой на получение КЭР в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. включительно.

Поскольку спорный объект Общества не включен в указанный Перечень, Общество обязано получить КЭР на указанный объект не позднее 1 января 2025 года (ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Резюме суда:
В случае, если объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду I категории, не включен в соответствующий Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду его собственник обязан получить комплексное экологическое разрешение до 2025 г.

При этом, наличие утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не имеет самостоятельного правового значения для целей определения срока обращения хозяйствующего субъекта с заявлением о получении комплексного экологического разрешения.