Найти тему
Опять уехала

Древний мир керженских скитов: затерянными тропами нижегородского лесного Заволжья

Старинные голбцы все еще стоят по керженским лесам
Старинные голбцы все еще стоят по керженским лесам

Узкие тропы, уводящие в глухие леса, древние могилы, покой которых нарушает лишь ветер да дождь, тайны, которые столетиями хранят керженские скиты, лишь изредка открывая некоторые тем, кто приходит с открытым сердцем и добрыми намерениями.

Старообрядчество на Керженце — основа уклада жизни, оно здесь будто впечаталось в каждую ветку дерева, в каждый холм на изгибе дороги, в каждый отпечаток ноги на нетронутом снегу. И это не модная ныне дань предкам, не увлечение чем-то неизведанным и от этого манящим, это как-то очень по-настоящему, очень искренне, так, что не остаётся сомнений, что по-другому здесь и быть не может.

Здесь как будто «стоят два мира: один — настоящий, но невидимый, другой — видимый, но ненастоящий. И сплетаются друг с другом, покрывают и проникают друг в друга...» Короленко так пишет про Светлояр. Но очень уж это близко всему Керженцу.

Керженские бабушки
Керженские бабушки

И хоть и кажется, что ты будто оказываешься в этих лесах между двумя мирами, старообрядцы вовсе не эфемерны. Они очень прочно стоят на ногах, они не допускают мысли, что можно жить иначе, они поразительно сильны в этой своей правде.

«У нас были здесь моленны. Они подобны были раю.
У нас звон был удивленный; удивленный звон подобен грому...

Был недоступный лес, была тишина, отдаленность от мира. Была тайна. Теперь леса порубили, проложили в чащах дороги, скиты разорили, тайна выдыхается...», — передаёт боли скитниц Короленко...

Но тайна не выдыхается. Она здесь, только укрыта ещё надежнее. И хранят ее все больше ушедшие, нежели живые. И хранит ее весь Керженец. Строгий. Древний. Настоящий.

Тропами древлеправославной веры
Тропами древлеправославной веры

#старообрядцы #старообрядчество #кержаки #керженец #нижегородская область #история россии #история религии #скиты #раскол #светлояр