Найти в Дзене

Жизнь после школы. Жаль, что это не случилось раньше

После долгих лет директорства в школе появилось ощущение наслаждения жизнью. Ежедневно вставала в 5.45, привожу себя в порядок. В 7.00 выхожу из дома, с 8.00 начинаются уроки. Две смены. Пришла на работу – темно, ушла – опять темно. Дневной свет видела не так часто – в перебежках между школой и какой-нибудь организацией или совещанием. Против моей воли – постоянные «прыжки на задних лапках» перед проверяющими, представителями контролирующих органов всех мастей. "Издержки должности, а что ты хотела?" - говорила моя коллега. После моего ухода в школе за год предстояли плановые проверки – Обрнадзора, пожнадзора, Роспотребнадзора, ГИБДД, еще чего-то, забыла, всего 6 проверок. Не поднимая головы, надо готовить документы, писать, писать, писать... Из противоречивых впечатлений – в школе всегда мешают дети. Уроки никто не отменял. В период подготовки к проверкам ученики так неуместны, так много времени они отнимают. А еще никто не освободил от ежедневной рутинной работы – отчитываться,

После долгих лет директорства в школе появилось ощущение наслаждения жизнью. Ежедневно вставала в 5.45, привожу себя в порядок. В 7.00 выхожу из дома, с 8.00 начинаются уроки. Две смены. Пришла на работу – темно, ушла – опять темно. Дневной свет видела не так часто – в перебежках между школой и какой-нибудь организацией или совещанием.

фото из интернета
фото из интернета

Против моей воли – постоянные «прыжки на задних лапках» перед проверяющими, представителями контролирующих органов всех мастей. "Издержки должности, а что ты хотела?" - говорила моя коллега. После моего ухода в школе за год предстояли плановые проверки – Обрнадзора, пожнадзора, Роспотребнадзора, ГИБДД, еще чего-то, забыла, всего 6 проверок. Не поднимая головы, надо готовить документы, писать, писать, писать...

Из противоречивых впечатлений – в школе всегда мешают дети. Уроки никто не отменял. В период подготовки к проверкам ученики так неуместны, так много времени они отнимают. А еще никто не освободил от ежедневной рутинной работы – отчитываться, заполнять таблицы, мониторить, анализировать. И все вовремя отправлять по электронной почте или доставлять лично. А еще осенью-весной вечные подметания города и территории школы, за которые несколько раз в день отчет и проверки; то выборы с созданием условий - тут не до учеников, есть дела поважнее;то скандал какой-нибудь мамы, и не скажешь: "Мамочка, ну не до Вас сейчас с Вашими проблемами"; то травма ребенка на физкультуре; то не отправили количество заболевших; то отчитайся сколько детей поедут в лагерь с подготовкой по предметам...

У меня до сих пор привычка – постоянно контролировать информацию в телефоне, потому что, любая информация должна быть получена сразу и моментально надо выполнять задание. Директор школы - как «уж на сковородке». И учителей находит в любое время в любом месте только потому, что срочно нужна информация для вышестоящих организаций.

В моем представлении - сидят тетеньки в кабинетах, чтобы изобразить свою значимость, незаменимость организуют сбор информации, заполнение таблиц, форм и т.д. Уверена: ни одной случайной тетеньки в министерских кабинетах нет – чьи-то. А бывает такую таблицу для заполнения пришлют, сядем вчетвером, впятером, а еще по телефону с коллегами советуемся, и не поймем, что просят, какие цифры, данные внести. Так слова предложения навернут, догадайся, что хотели сказать. Или срочно заполнить какие-то документы социального педагога, педагога-психолога, преподавателя ОБЖ, где нужны специфические данные, а специалист не выходит на связь – выходной, отпуск или рабочий день закончился. И сидишь до ночушки заполняешь, берешь работу домой.

До сих пор картинка перед глазами - одна из начальниц в отделе образования в шифоновой полупрозрачной блузе так кричала на меня от того, что посмела ответить ей так, как посчитала нужным, хотя покладистость и молчаливость у меня есть, а я сижу рядом, вжавшись в кресло, сама себе кажусь маленькой и уменьшающейся. А та начальница, краснея от крика, казалось, раздувается и становится больше. Шифоновая блузка не скрывает увеличивающихся объемов начальственной груди. Я отключилась на какое-то время, наблюдая за ней. )) И весело, НО только внутри себя. Моя коллега так смеялась, когда описывала ей эту картинку. Всегда помнила: "Плевать против начальства - все равно, что плевать против ветра".

фото из интернета
фото из интернета

Однажды вызвали на "ковер" - не сдали ученики ЕГЭ по математике, отчитывалась о том, какую работу провели, какие планы по устранению. В конце методист, которая обязана оказывать помощь учителям в работе, она на этом грозном заседании была секретарем, попросила меня сдать подготовленную информацию. Речь моя была в тезисной форме, никто не предупредил о необходимости ее оформления. Я нагнулась к ней, тихонечко объясняя, что подвезу сообщение потом, с собой черновой вариант. Она взяла мои бумаги и в лицо их мне по носу: "Вот это Ваше лицо! Так Вы готовитесь к выступлению!" Я встала в ступор. Ну никак я не ждала такой реакции.

Своим коллегам говорила: "Обплевали? Утерлись. И пошли с гордо поднятой головой!" Некогда было выяснять отношения, времени нет - надо писать что-нибудь, какой-нибудь отчет.

Мужчины в образовании разные, я о своих наблюдениях. В провинциальном городе работать в школе – вполне нормально, мотивированному мужчине сделать карьеру среди женщин-учителей легко. Мой начальник, а теперь он гораздо выше, достиг чего хотел. Путь его мне известен – море комплиментов поразлил нужным коллегам-женщинам, много кресел в ресторанах знали его спортивный зад, пока он угощал нужных людей, не одну высокопоставленную спину попарил в бане пока дошел до цели. Потом некоторые из этих людей за ненадобностью отпали, как отработанный материал.

Когда школа осталась без меня, одна из первых мыслей, она была очень навязчивой, - побриться налысо. Наверно, так хотелось избавить себя от всего, что вызывало негатив. Современная школа - не рассчитана на детей. Без пафоса скажу - а так хотелось с детьми работать, так было интересно, хотелось творчества.

Быть руководителем в провинциальной школе в моей практике - унижения, вечный цейтнот в поиске выхода из ситуаций, выполнение бестолковой бессмысленной никому не нужной работы, которой несмотря на лозунги меньше не становится. Самый большой объем работы занимают не дети, а отчеты для сидящих в вышестоящих кабинетах. Это и сейчас так, я ушла в 20 году...