Такого в принципе ещё не случалось, про Иран из-за масштабов не стоит и упоминать. Хотя, если вспомнить, то мы тогда Ирану помогли как раз, предоставив Ту-154, на нас санкции не накладывали, так как мы всего лишь перевозили людей. Но тем не менее, спустя некоторое время все Ту-154 заземлили, последний выполнил рейс совсем недавно. Масштабы сейчас на порядок выше - несколько сотен самолётов, могут разломать рынок. Поэтому задача ставилась простая - не допустить несколько вещей: попадания самолетов на свободный рынок, банкротства лизингодателей, нанесения ущерба банкам и страховым компаниям.
Вот мнение председателя совета европейских лессоров (сегодня прочитал утром в Телеграм, сам, естественно, с ним не знаком, даже не знал, что у них есть свой совет), полностью приводить не буду:
- если самолёты отдадут по инициативе лизингодателя (а санкции нигде никто не прописал, как и условия возврата), то вопрос, как закинуть в Россию несколько сотен экипажей, вряд ли им дадут даже визы для этого в текущей ситуации;
- за преждевременное расторжение договора предусмотрена неустойка, как её платить, если почти у всех авиакомпаний счета, в отключённых от СВИФТ банках;
- непонятно, где размещать этот флот и что с ним делать, если он никому не нужен, стоит ли его разбирать на запчасти, консервировать, давать дисконт, все это приводит к рискам банкротства из-за неплатежей лизингодателей, что может привести к изъятию всех лизинговых самолетов залоговыми организациями для реализации. А этот начнет убивать уже работающих европейских перевозчиков. Самое страшное, что может сделать Россия - это отдать эти самолёты.
Но у России такой задачи не стоит. Сегодня прошло заседание в Росавиации, авиакомпании предоставили полный перечень запросов лизингодателей для выработки ответных мер. В целом меры достаточно простые:
- не отдавать самолеты, так как это не оговорено в договорах лизинга, только вопрос инициативы со стороны лизингодателя, но продолжать своевременно платить лизинговые платежи, да и вообще договориться с лизингодателями, которые в своем большинстве просто распишутся в бессилии, вопрос сам сойдёт на нет.
- все критичные с точки зрения санкций самолеты не выпускать за пределы РФ, рейсы выполнять только на "чистых" самолётах;
- вопросы техобслуживания решить через третьи страны, либо через наши организации, которые могут что-нибудь сделать, не подставляясь под санкции.
Тут новости про Боинг подъехали, однако у страха глаза велики, ничего толком не вводили - никак не ограничиваются поставки и эксплуатация, прекращается только обслуживание на территории РФ и поставка запчастей напрямую в РФ. Не ограничивается ремонт российских самолётов в третьих странах, как и поставка запчастей из третьих стран. Ну и это корпоративные, а не государственные санкции, так что все это много мягче, чем можно было ожидать.
Ну и несколько инсайдов от одного из крупнейших перевозчиков:
- Вчера поставщик из США в ответ на официальный запрос в письме прислал: «Fuck off Russians»;
- Бельгия и Нидерланды отказываются отдавать уже приобретенное АТИ;
- Испания не отвечает на письма;
- Германия готова работать на вывоз и сроки обозначает;
- Всё везут в Шарджу и Гонконг;
- Китайцы не скрывают радости от падающих объёмов, берутся за всё, цены, кстати, не поднимали;
- Вопрос со страховками решен.
Много позже думаю все сделают выводы, какие страны готовы выполнять свои обязательства в полном объёме, несмотря на внешние факторы, а какие нет. Вряд ли с европейскими лизингодателями захочет в будущем работать тот же Китай, а то мало ли, картинка с Украиной поменяется на Тайвань, а кадры будут те же, да и большинства стран с территориальными спорами такие же вопросы могут возникнуть (Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока, Турция, Аргентина). Россия тоже сейчас пострадала в репутационном плане, став токсичной, однако после окончания конфликта стороны вновь вернутся к разговору, думаю, что контрагенты у нас тоже к тому времени поменяются, как и бортовые номера на самолетах.
Прошу избавить меня от неконструктивной критики, автор разбирается в том, о чем ведёт речь, просто для всех это в новинку, а в Росавиации предложения были более фантастические. Паникерство тоже не стоит разводить, так как у нас нет другого выхода, кроме как решать возникшие вопросы. Кто хочет сбежать от решения, возможно, следует переехать, где поспокойнее, либо поискать себя в более спокойной отрасли. Политику тоже не нужно сюда тащить, нам хватает своих проблем. Если кто-то хочет пообщаться тет-а-тет, пишите в личные сообщения, может смогу чем-нибудь помочь. Все мы работаем рука об руку, у нас с вами все получится.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/224394.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.