Что такое бит?
Бит — это одна из важных сюжетных точек, которая формирует структуру истории. Чаще всего, бит — это событие, которое изменяет цели персонажа и оказывает серьезное влияние на сюжет.
То есть, бит — это поворотный пункт или шаг истории. Каждый сценарий состоит из множества битов. А бит шит (англ. «beat sheet») — это, соответственно, список битов.
Какие виды битов бывают?
Биты бывают основные и второстепенные.
- Основные биты — это системообразующие биты, на которых построена вся история.
Что же это за биты?
▪Часто это события, связанные с завязкой. Возникает проблема, вынуждающая героя действовать
▪Первый поворотный пункт, когда герой начинает решать эту проблему
▪Центральный поворотный пункт, где история разворачивается на 180° и ставки повышаются (либо враги оказываются друзьями, а друзья — врагами). История резко меняет направление
▪ Финальный поворотный пункт, он находится перед кульминацией или внутри нее
▪ Ключевой поворотный пункт (может быть внутри кульминации).
▪Развязка.
- Второстепенные биты — это менее важные события внутри сцен (информационные биты, к примеру).
На таких битах не держится сюжет. Они лишь дополняют основную историю. В каждой сцене может быть несколько таких второстепенных битов.
Как же расположить биты внутри истории?
В экспозиции всегда много информационных битов. В начале фильма часто кажется, что как будто бы ничего не происходит, но сценаристам нужно рассказать о сеттинге (мире произведения) и героях.
Экспозиция — это как раз-таки набор неких информационных битов. Мы видим, где живёт герой, на какой машине ездит (либо он передвигается на метро/ходит пешком).
В бит шите много второстепенных информационных битов делать не нужно (лучше записать всё одним битом). Например, утро героя: он живёт бедно или, наоборот, очень состоятелен и у него есть обслуживающий персонал. А дальше начинают разворачиваться события.
В экспозиции только на первый взгляд вроде бы ничего нет. Но, на самом деле, нужно дать много информации, чтобы понять, что за герой перед нами.
В сериалах часто нужно пытаться прятать, перемещать за завязку все эти информационные биты, делать отложенную экспозицию, когда мы узнаём о жизни героя постепенно. В таком случае, до завязки нам важно узнать только то, что даёт возможность понять, в чём состоит основная проблема и что именно произошло с героем.
Завязка — это всегда основной бит (системный бит в структуре и истории).
Дальше, как правило, идут некие обсуждения: у героя появляется реакция на то, что произошло, он принимает решения, делает выбор, либо же у него сразу появляется план действий. Всё это приводит к тому, что мы оказываемся в точке первого поворотного пункта, где у героя уже есть главное решение.
Дальше все действия, все основные сюжетные повороты (это тоже будут основные биты). И, конечно, всё заканчивается развязкой.
#сценарий #режиссер #кино #писательское мастерство #киноиндустрия