Найти тему

Оскорбление - в устах того, кто его произносит, или в ушах того, кто его слышит?

Оглавление

В смутные времена, когда мнения поляризуются и в окружающей среде ощущается напряжение, оскорбления практически стали единственным оружием, которым некоторые люди владеют, чтобы “защитить” свои аргументы. В результате чувство обиды растет, порождая волну негодования.

Однако истина заключается в том, что обиды происходят не только из-за прямых атак, и они не являются современным явлением. Они также могут исходить от близких нам людей, которые, возможно, не хотели нас обидеть. Как в тот раз, когда босс пошутил о нашей работе. Или когда кто-то высказал нам свое честное мнение о нашей новой стрижке. Или когда кто-то критикует наш стиль воспитания или наш образ жизни… Причин обижаться столько же, сколько и людей.

Понимание понятия обиды в психологии

Обида - это не что иное, как чувство, вызванное ударом по чести человека, которое противоречит его я-концепции и тому образу, который он имеет о себе. Человек чувствует себя оскорбленным, когда считает, что кто-то сказал или сделал что-то, что идет вразрез с его самыми важными нормами и/или основными ценностями.

На самом деле чувство обиды относится к так называемым “самосознательным эмоциям”, поэтому оно разделяется со стыдом, виной и гордостью. Как и эти эмоции, обида возникает из-за нападения, которое мы считаем личным и которое каким-то образом ставит под сомнение наше эго.

В 1976 году психолог Вольфганг Цандер попытался объяснить психологический процесс, который порождает обиду. Сначала мы ищем возможные причины правонарушения и пытаемся разобраться в них. Во второй момент мы оцениваем интенсивность оскорбления с учетом эмоциональных реакций, которые оно вызвало, и анализируем, разделяет ли преступник наши убеждения. Наконец, в третий момент мы решаем, как реагировать.

Конечно, во многих случаях эти фазы происходят быстро и накладываются друг на друга, так что иногда бывает трудно осуществлять сознательный контроль над ними. Иногда мы просто автоматически реагируем на то, что считаем оскорблением, злясь и нападая на человека. Однако есть и другая возможность, помимо простой реакции на прокол.

Почему мы обижаемся?

Причин, по которым мы обижаемся, множество. Эксперимент, проведенный в Мичиганском университете, выявил сложность, стоящую за оскорблениями. Психологи попросили актера врезаться в участников исследования и назвать их “мудаками”. Они обнаружили, что северные мужчины в Соединенных Штатах в основном не пострадали от оскорбления, но южане приняли его близко к сердцу.

Их уровень кортизола и тестостерона повысился, они сообщили, что чувствуют себя расстроенными и более охотно реагируют агрессивно. Психологи пришли к выводу, что в культурах, где репутация, честь и мужественность являются важными ценностями для поддержания, мужчины чаще чувствуют себя оскорбленными и враждебно реагируют на то, что они считают оскорблением.

Без сомнения, чувство обиды-это сложное эмоциональное состояние, в которое вмешиваются личностные факторы, а также внутренние или внешние причинно-следственные связи, а также реляционные факторы, влияющие на нашу интерпретацию произошедшего и определяющие в определенной степени не только то, чувствуем ли мы себя оскорбленными, но и степень этого чувства и пропорциональность реакции.

В общем, основными факторами, опосредующими наступательную реакцию, являются:

• Важность отношений. Чем важнее тип отношений, которые мы имеем с обидчиком, тем интенсивнее будет чувство обиды. Например, если наш босс говорит нам что-то негативное, мы будем реагировать более интенсивно, чем если бы этот комментарий был сделан неизвестным сотрудником. Уровень авторитета человека в нашей жизни также играет определенную роль, что может объяснить, почему мы склонны чувствовать себя менее оскорбленными комментариями или поведением тех, кого мы воспринимаем как равных, таких как друзья.

• Предыдущий опыт. Опыт - одна из главных причин, по которой люди обижаются. Переживания формируют нашу личность и обусловливают наш способ мышления и реагирования на обстоятельства, часто не осознавая этого полностью. Поэтому, если у нас был предыдущий негативный опыт общения с человеком, мы можем иметь тенденцию интерпретировать любое взаимодействие с этим человеком негативно и чувствовать себя оскорбленными.

• Уровень личной безопасности.Если у человека сильная я-концепция, он менее склонен обижаться. Самые уверенные в себе люди не позволяют другим подрывать их самооценку или отказываться от контроля. На самом деле, самооценка играет решающую роль в чувстве обиды, поскольку она может вызвать соответствующие эмоции, такие как стыд и гордость. Если у нас низкая или искусственно завышенная самооценка, мы с большей вероятностью станем обидчивыми людьми, обижающимися на все подряд.

• Социальное и культурное давление. Общество и культура, к которым мы принадлежим и в которых живем, также имеют определенные ожидания. Они передают нам способы поведения и способы реагирования, которые считаются уместными или неуместными, оскорбительными или безвредными, в соответствии с общими ценностями и моральными нормами. По этой причине существуют слова и поведение, которые считаются “оскорбительными”, и ожидается, что если они станут нашей мишенью, мы будем защищаться.

Это означает, что в культурном плане существуют признанные “оскорбления” и поведение, которые считаются оскорбительными и нежелательными. Когда мы становимся жертвами таких оскорблений, общество и культура утверждают, что мы чувствуем себя оскорбленными и неполноценными с точки зрения воспринимаемого контроля, что немедленно приводит к необходимости восстановить наше чувство власти. Вот почему мы реагируем, становясь защитниками или нападая на тех, кто нас обидел.

Однако у нас всегда есть возможность выбора. Оскорбление-это половина того, кто его произносит, и половина того, кто оскорбляется.

У нас есть выбор: мы можем принять или проигнорировать предполагаемое оскорбление. Для этого мы можем рассматривать его как “нежелательный подарок”. У нас есть возможность принять обиду, позволить обидчику задеть наше эго и разозлиться, раздражиться и потерять контроль. Или, наоборот, мы можем научиться защищать свою самооценку. Освободите ваши чувства от ига того, что думают и говорят другие. И решите не обижаться, потому что, в конце концов, обиды обычно говорят больше о обидчике, чем о предполагаемой оскорбленной стороне. Таким образом, вы можете перестать заботиться о том, что люди думают о вас и вы вернете удар сарказма или враждебности тому, кто его породил.

#счастье #психология личности #лекции по психологии #личностный рост #восприятие мира #обида #оскорбление

.

.

.

Больше о поведении человека, его личностной я-концепции и наконец пролить свет на осознанную жизнь помогут наши видео на Ютуб канале: https://youtube.com/channel/UCbHa-nmbVFIuHPxp4ENuoig