Не знаю, как вы, но я ничуть не жалею, что отслужил в Армии два года.
Это была хорошая подготовка к моей будущей жизни.
1978 год. Так как у нас в институте была военная подготовка, то в армию я пошел служить офицером-двухгодичником.
В армию я пришел ботаник-ботаником. Командовал я, примерно, так: "направо, пожалуйста", чем вызывал взрыв смеха у подчиненных солдат.
Через неделю такой службы я спросил подразделение:
- Вы уверены, что я не умею командовать?
- Да, - радостно заорали они.
- Хорошо, я буду тренироваться командовать, а вы шагать.
Через пару часов тренировки я научился уверенно руководить, а им надоело маршировать. Насмешки прекратились.
А через месяц я мог уже перекричать весь плац.
Армия научила меня отвечать за других людей, предполагать и планировать их действия, работать в коллективе. Было ли что-то плохое? Было, как и везде. Только хорошего было гораздо больше (или мне так повезло).
Вот стоит мое подразделение: слева направо - русский, украинец из России, армянин, украинец из Приднестровья, ваш покорный слуга - русский, русский, туркмен, внизу: казах и белорус.
Мы все были ВМЕСТЕ и поэтому мы были сильны. А сейчас... наши политики никак ни о чем не договорятся, а могли бы.
Признаюсь честно: я учитывал национальность во время работы. Стартовый стол находился в километре от казарм и на площадку надо было бежать во время тревоги. Да, я планировал, что первыми начинали работать русские, украинцы и белорус, как наиболее физически крепкие. Они начинали работу, а другие получали передышку. Чуть позже работу начинали остальные, а первые отдыхали. И заканчивали работу с контролем предыдущих операций опять славяне (отдохнувшие), как наиболее квалифицированные. Такое планирование работ позволяло нашему отделению быть первыми в части.
Наверное, так и с государствами: они все разные, но дополняют друг друга. Европа посмотрела на нас и объединилась в Евросоюз, а СССР развалился и мы стали искать свое счастье по отдельности. Я не политик, может, я что-нибудь не понимаю. Но мне жаль, что со временем уходят пласты других культур, который были со мной.
Мы спокойно пели украинские и белорусские песни, сидя за праздничным столом. Я, до сих пор, помню азербайджанскую песню "Джип-джип, жюжаляри,...." которую мы учили в школе, прибалтийские фильмы, актеры и актрисы, грузинская кухня, горы Кавказа и волшебный Тбилиси, армянский коньяк и, зовущая вдаль, казахская домбра в оркестре.
Я знаю, что это всё уйдет вместе со мной. Для моего сына (да и для большинства молодых людей) все союзные республики воспринимаются уже "неродными", как зарубежье.
После армии для дочери одного из солдат я стал крестным.
С другими связи не сохранились. Но, ребятки, я помню каждого из вас.
Здоровья и мирного неба над головой. И над головами ваших детей и внуков.
С уваженьем,