Феоктиста Эклер - о романтической истории на Чистых прудах, раскрытии инкогнито неизвестной дамы и о том, что художниками иногда становятся, потому что больше никуда не берут.
У меня есть романтическая история, связанная с районом Чистых прудов, а именно с домом № 11 на улице Чаплыгина (бывший Машков переулок — по имени домовладельца) и Малым Харитоньевским переулком (в 1960—1993 годах улица Грибоедова), где была мастерская художника Ильи Машкова. Для полного комплекта путаницы хочу добавить, что Машкова улица (а не улица Машкова, как обычно говорят) есть и сейчас. Раньше она называлась Доброй слободкой, но была переименована, и снова не в честь художника, а по имени того самого переулка, которого больше нет. Но история моя не об этом.
Как-то мы с мужем посетили выставку Ильи Машкова. Мы стояли перед картиной "Дама с фазанами" 1911 года. Экскурсовод говорила, что это портрет неизвестной. Группа отошла, и муж мне тихо сказал: "А я знаю кто это".
Муж мой был очень поздний ребенок, да и женился на мне совсем не рано. Свекрови, художнице, было на момент нашего бракосочетания более 70 лет. У нее была подруга Ниночка Чижова. И муж, со слов своей матери, рассказал мне ее историю.
Жила Нина Алексеевна в Машковом переулке, в доме, который до революции принадлежал ее семье целиком. Семья была богатой - купцы первой гильдии Чижовы (изначально - Чижевы). Мама Ниночки была второй женой Алексея Чижова, брак был заключен, когда Алексей уже был в довольно преклонном возрасте.
Недалеко от дома Чижовых находилась мастерская художника Машкова. В 1911 году мама Ниночки училась у Машкова рисованию и позировала для «Дамы с фазанами».
«Мастерская была высокая, двусветная, с антресолями, с отдельной комнатой, где Машков жил, с кухней, ванной, уборной, с огромным окном, прекрасно закрывавшимся механически двигавшимися шторами, и удобно развешанными лампами, легко останавливающимися на нужной высоте. По нескольким стенам развешаны были ранние — и превосходные работы мастера, относившиеся к первым периодам „Бубнового валета". (Семенова Наталья Юрьевна, "Лабас")
Ниночка родилась в 1912 году. Алексей Чижов обо всем догадывался, но, любя и понимая жену, ребенка признал и очень любил. После его смерти началась грызня между наследниками. Но тут пришла революция. Дети от первого брака уехали за границу, оставив на произвол судьбы молодую вдову с дочерью.
Дом конфисковали, оставив Ниночке одну небольшую комнату, где она жила с матерью и кузиной. Комнату перегородили и получилось два "пенала". Они пережили страшные 20-е годы, когда у так называемых «бывших» не было работы, а значит и карточек (было нормированное распределение продуктов). «Бывших» старались не принимать в высшие учебные заведения, кроме художественных и театральных, считая их несерьезными и второсортными. Потому Ниночка и стала художницей. Да и генетика, видно, свою роль сыграла. Вместе с моей свекровью они работали в Доме моделей на Кузнецком мосту.
Почему я называю Нину Алексеевну Ниночкой? Так называла ее моя свекровь. Кроме того, когда она звонила по телефону, она так и говорила:"Добрый день, милая! С вами Ниночка говорит. Соблаговолите позвать к телефону вашу свекровь!". #феоктиста эклер