Найти тему
Краснобай

Какие памятники ставить в России?

Вот мы часто обижаемся на то, что в бывшем соцлагере сносят памятники каким-нибудь нашим деятелям – ну, там, в Эстонии, в Польше, на Украине, в Молдавии еще какой-нибудь. Это действительно обидно. Тем более, что на той же Украине памятники Ленину надо вообще золотом покрывать – ибо Украина как государство образовалось именно благодаря Ленину.

Но с другой стороны. История – это наука, обслуживающая политику. Вот был в России царский режим – ставили памятники царям. Потом пришли большевики – посносили памятники царям, понаставили памятников Ленину, Сталину, Дзержинскому, Троцкому (?) и др. Потом пришли другие большевики – памятники Сталину отправили на щебенку. И т.д. и т.п.

Сейчас в России поступают разумнее. Политику из памятников стараются вообще убирать. Вместо политиков у нас чаще ставят памятники каким-нибудь местным знаменитостям – артистам, сантехникам, животным, солёным ушам (в Перми), памятники получке... Опять же, памятники еде – чебурекам, шпротам, пряникам.

Памятник шпротам в г. Мамоново, Калининградская область.
Памятник шпротам в г. Мамоново, Калининградская область.

Однако "разумнее" не всегда значит "правильнее". Вот поставили вы памятник, скажем, чебуреку, – а вдруг потом социальная обстановка поменяется? Вдруг к власти придет какая-нибудь упертая сторонница ЗОЖ и запретит этот памятник как пропаганду жирного, жареного и мясного? Или вообще заявит, что памятники еде – это символ угнетения женщины на кухне? Поэтому – срочно снести за половую шовинизьму.

Дебилизм, скажете? А вот я вполне допускаю такую возможность – с наших руководителей станется, их же нам по отрицательной селекции назначают.

Отсюда вывод. Если вы хотите ставить памятники на века – не привязывайте их к социальным условиям, к бытовому укладу, к поступкам. Ставьте памятники тому, что будет всегда существовать при любом режиме, – т.е. памятники Неведомой Фигне.

От этого решения сплошные плюсы. Во-первых, не будет общественного резонанса. Помните случай с памятником "Аленке"? Ну вот эту страшную физиономию?

"Аленка" - это не то-олько шоколад. Но и три-четыре центнЕра тяжелого, неусвояемого ужаса.
"Аленка" - это не то-олько шоколад. Но и три-четыре центнЕра тяжелого, неусвояемого ужаса.

И все, главное, так сразу скандал подняли – мол, с такой физией только в фильмах ужасов сниматься. Причем в маске и без грима. НО: а с чего вы взяли, что настоящая Аленка выглядела не так? Посмотрите фотографии крестьянок, сделанные 100 с лишним лет назад, – там ни одной красавицы не было. Тяжелый крестьянский труд в чистом поле в любую погоду при полном отсутствии медицины, гигиенической косметики и удобств – он как-то к красоте не располагает.

А с неведомой фигней никакой резонанс невозможен в принципе. Ибо откуда вы знаете, как эта фигня должна выглядеть? Она же неведомая.

Во-вторых. Удешевление производства и… высокая степень индивидуализации. На такую работу можно зарядить любого авангардиста, а материалы ему выдать какие придется. Труд – дешевый, материалы – дешевые, а памятники у всех будут получаться разные. Ибо каждый авангардист представляет неведомую фигню по-своему.

Действительно, какая-то неведомая фигня.
Действительно, какая-то неведомая фигня.

Сравните это с памятниками Ленину – там же никакой фантазии. Ну что такое – Ленин сидит, Ленин стоит, Ленин рукою тычет? А с Неведомой Фигней столько разных вариантов намудрить можно…

В-третьих, образование. Не секрет, что нынешние молодежь и подростки не знают об истории собственной культуры решительно ничего. Вот показываешь им памятник Толстому, спрашиваешь кто это, а тебе в ответ: "Да фиг его знает. Мужик какой-то в бороде босиком. Хипстер, наверное."

А замените памятник Толстому на памятник Неведомой Фигне – любой подросток 100% угадает название этого памятника. Ни в одной стране мира ни один подросток не сможет назвать все памятники, что установлены в его городе. А в нашей – запросто. Чувствуете, как культура сразу попрет?

Опять же, Неведомая Фигня – в этом есть что-то наше, глубинное, русское, родное. Что-то интуитивно понятное, но при этом непостижимое. Если бы Кант знал русский язык, он бы послал к черту свою "Критику чистого разума", а всю свою философию уместил бы в эти русские два слова.

Конечно, есть и минус. Раньше вот в СССР была традиция – везти молодоженов ложить цветы к памятнику Ленину. Сейчас возить молодоженов к памятнику Неведомой Фигне – это как-то… Хотя почему бы и нет? По сравнению с бронзовым Ильичом, это наверняка будет честнее.