Вот сколько смотрю этот фильм, столько раз внутренне морщусь. Понятно, что он очень давний, 1967 года, но пожалуй именно в это время были сняты одни из самых лучших советских фильмов.
Всего пятнадцать лет назад кончилась Сталинская эпоха и за это время наш кинематограф прошел огромный путь от откровенно лживых, урапатриотичных фильмов вроде "Кубанские казаки" до фильма Тарковского "Андрей Рублев". Такого пронзительного, предельно искреннего. "Еще раз про любовь" тоже претендует на искренность. И на мой взгляд это лучшая роль Александра Лазарева. Он как раз в нем очень органичный. Легкая самовлюбленность тут ему даже к лицу. Потому что молодой, красивый, талантливый.
Легко нравится женщинам. В следующих ролях эта самовлюбленность кажется уже переигрывается и лезет там где и не нужно. Но сейчас все на месте. Очень хорошо показал, как меняется его отношение к стюардессе Наташе. От легкого интереса к настоящей любви.
Но, боже, до чего же местами раздражает игра Дорониной. Понятно, что это 60-е годы - девушки там еще очень скромные, но гордые, каждая со своим характером. И это абсолютно гармонично и правдиво показано в таких фильмах, как "Доживем до Понедельника" с Печерниковой, "Дело было в Пенькове" с Маей Менглет, "Простая история" с Мордюковой. Почему то им всем веришь, а вот Дорониной нет. Они все по-настоящему женственные и ранимые. А за скромностью, тихим вкрадчивым голосом стюардессы Наташи, скрывается железная дама, которая точно знает, что она хочет и кого.
Кажется, что в поисках настоящей любви, она отточила до совершенства мастерство кокетства и манипуляции. Один диалог с Ефремовым - командиром корабля чего стоит. Видит же, точно видит, что мужик давно поплыл, и прочно сидит на крючке. И с каким мастерством удерживает его на этом крючке.
А сцена свидания с Электроном? Когда они уже у него в квартире. Она хочет ему что-то сыграть и начинает с придыханием рассказывать про свои сны, сначала про лотерейный билет, потом про каску, которая звенит на ветру. Голос у нее понижается, становится взволнованным, нежным, тягучим. Она же хотела чтобы он ее поцеловал. Или что, рассказы про сон это просто паузу закрыть? Тогда почему с такой страстью? Ну он ее понятное дело поцеловал. И там, что-то произошло, то ли она его резко оттолкнула, то ли может ударила, непонятно, быстро все происходит. И он отошел. И обиделся. С одной стороны действительно может не привык к отказам, все таки в фильме он такой победитель. А с другой, подумал, что весь этот монолог про сон, как раз чтобы его привлечь. А тут вон что. Чуть по морде не получил. Сидит на своей медвежьей шкуре и переживает.
А она вся такая оскорбленная, взволнованная как раненая птица заметалась по комнате. Гитару поставила, пальтишко схватила. Ну уходи, раз ты такая принципиальная.
Нет, остановилась. И начала нежно гладить медведя. И говорить так убежденно и горестно: Вы обиделись! Вы очень обиделись!
Собственно беспроигрышный ход. Так бы, после поцелуя, просто оказалась в постели, и забылась бы сразу на следующий день, потому что доступна и нетребовательна. А тут получилась, что во-первых не доступна, да еще и сострадательна. И тот же самый результат, что все равно оказалась в постели, он уже совершенно другой. Выстраданный что-ли. Электрон почувствовал, что его даже пожалели. Такая непривычная для него ситуация.
Возможно раньше это все по-другому смотрелось. Может для тогдашних зрителей сам факт, что героиня осталась на ночь, выглядел, как очень романтичный и смелый поступок. Возможно и сейчас бы выглядел. Мы же в состоянии представить нравы другой эпохи. Но в совокупности с игрой Дорониной не верится. Постоянно в ней проскальзывает что-то хищное. Не могу это описать на примерах, это чисто интуитивное чувство.
И для меня главный вопрос, нарочно это делала Доронина, или она вообще по другому не умела играть? Ведь когда он ее спрашивает: "Ты ведь хотела чтобы я тебя поцеловал?" - она отвечает "Нет!" - с такой явно лживой пуританской интонацией, что звучит как "Да". Даже не может скрыть, что просто играла с ним.
Интересно, согласится ли кто-нибудь со мной? Или для всех этот фильм навсегда остался романтичной и пронзительной историей о любви?
Если понравилась статья, подписывайтесь на "Будни Анны". Ставьте палец вверх и оставляйте комментарии.