Рудольф Ан, создатель мобильного приложения Eatmeapp
«Я вырос за границей. Много где жил в Европе, Азии. Для меня разделять мусор, экономить природные ресурсы – это привычка. Меня всегда интересовала сфера IT. И я мечтал открыть бизнес, который будет приносить какую-то пользу. Мне нравится сама идея импакта (значительных позитивных изменений в жизни людей, в социальной или экологической сфере в результате предпринимательской деятельности. – Прим. журн.).
В 2014 году я услышал о датском проекте по спасению еды ToGoodToGo. Стал изучать, сколько еды выбрасывается. Это был шок. По статистике, в продуктовом ритейле количество отходов – 4,8–5%. В 2018 году я вернулся в Россию и начал разрабатывать свой проект Eatmeapp, а в 2019-м запустил его. Это мобильное приложение, через которое рестораны и магазины могут продавать со скидкой не реализованные вовремя продукты и блюда. Это бизнес. Но его цель – не просто приносить прибыль, но создавать импакт. За два года мы спасли 9 тонн еды. Для меня это результат, хотя денег мы пока не заработали.
Схема работы такая: ресторан или магазин платит нам определенную сумму в месяц за каждую точку, размещенную в приложении. Через нее он может продавать сколько угодно еды: хоть на 10 тысяч, хоть на 50. Дополнительную комиссию мы не берем.
Пока трудно договориться с каким-то большим бизнесом – например, торговой сетью. Никто не хочет быть первым. К тому же пока наших пользователей недостаточно, чтобы обеспечить выкупаемость всех нереализованных продуктов.
Еще одна сложность – получить финансирование, потому что у нас импакт-проект. Даже на Западе импакт-инвестирование еще только появляется, в России тем более.
Законодательство нам не мешает, потому что Eatmeapp – не фудшеринг. Мы не передаем еду безвозмездно, а продаем ее.
Каждый желающий может стать нашим представителем в своем городе: подключать партнеров и получать за это комиссию. Для этого нужно написать нам через соцсети или мессенджеры, пройти собеседование. Если мы друг друга устроим, человек пройдет специальное обучение и начнет работать».
Дарья Мальковец, основатель платформы Wesavefood.ru
«Я давно работаю в сельском хозяйстве и знаю, сколько ресурсов тратится на производство еды. В какой-то момент я задумалась, что можно сделать, чтобы меньше пищи шло в мусор. Изучила западный и российский опыт. В мае 2021 года мы запустили стартап We Save Food. Сначала попробовали формат шеринга между людьми: любой желающий мог зарегистрироваться на платформе и поделиться продуктами. Но столкнулись с менталитетом: непониманием, зачем это делать, страхом за безопасность и т. д.
Тогда мы протестировали модель B2C и определили ее как основную. Мы берем хорошие, но нереализованные продукты у бизнеса и передаем их конечным потребителям. В нашей базе – кафе, производители продуктов питания, пекарни. Некоторые из них стремятся сократить углеродный след, выбрасывая меньше еды. Другие просто хотят снизить затраты на хранение и утилизацию отходов.
С компаниями работают Амбассадоры – пользователи, которые забирают продукты у компаний и от своего имени передают их через платформу. Они оставляют себе часть продуктов, а также зарабатывают «фудкоины». Это внутренняя валюта, которую можно обналичить в магазинах-партнерах.
Наша аудитория – это студенты, экологически активные люди и те, кто не против сэкономить на еде. Они заходят на платформу, бронируют заказ и забирают его. С нами уже более 1 000 человек. Совершено более 500 сделок.
Сейчас ключевая задача – привлечь достаточное количество ресторанов, магазинов, производителей. Это непросто, так как в России бизнесы не замотивированы финансово передавать излишки продуктов. В Европе и США за это снижают налоговую ставку. В России пока наоборот: нужно еще и доплатить.
Пока мы «осваиваем» Москву и набираем Амбассадоров только здесь. Но если к нам обратится человек из другого города, который готов подключать бизнесы и у которого налажены контакты, мы только за!»
Беседовала Наталья Захарова