Найти тему
Буддизм. Amida Times.

Отношение Дзёдо-синсю к другим практикам

Приветствую всех подписчиков и читателей данного канала!

Недавно один из читателей спросил меня, что Дзёдо-синсю говорит о других практиках, помимо Нэмбуцу, которые ведут, например, к успокоению разума и обретению тех или иных других достоинств. Сам вопрос был довольно пространный и весь приводить я его не буду, но заканчивался он так: «...разве сам Амитабха был бы против того, чтобы его последователи применяли другие буддийские учения, пусть и ради небольшой пользы только в этой жизни?»

Не претендуя на истину в последней инстанции я постараюсь ответить на него здесь.

-------------

Прежде всего, на мой взгляд, необходимо уяснить, что цель учения Будды Шакьямуни одна — это достижение Нирваны. Не «успокоение ума», не «достижение гармонии со Вселенной (Природой)», не продление жизни и не улучшение её качества, не обретение каких бы то ни было сверхспособностей. Это первое и самое простое. Гораздо сложнее второе — понять и признать, что собственными силами мы никогда не сможем достичь этой цели. Почему? Потому, что мы не одну, не две и даже не одну сотню, а многие тысячи и тысячи жизней были привязаны к Сансаре, мы пустили в ней такие корни, которые просто невозможно выкорчевать. Невозможно своими собственными, ограниченными силами, которые обуславливает вся наша прошлая карма.

Сколько ни биться мухе о стекло, наружу она никогда сквозь него не вылетит!

Почему же это второе утверждение так сложно принять? Потому, что каждый человек думает, верит и надеется, что уж у него — наверняка получится! «Да, я, конечно, не избранный, но уж в любом случае лучше, чем некоторые!» Особенно среди таких людей выделяются «последователи» Дзэн, утверждающие, что Дзэн «ничему не учит», «все мы уже Будды» и т. д. и т. п.

Источник: pinterest.ru.
Источник: pinterest.ru.

Никому не хочется признать, что внутри у него лишь более или менее низменные, эгоистические желания. Если не обогатиться или поудобнее устроиться в жизни, то уж точно стать крутым гуру в своих или чужих глазах: «Я практиковал в течение месяца и у меня открылся третий глаз!» А ведь в действительности так и есть, все мы — «люди, исполненные слепых страстей», просто у кого-то они более завуалированы, а у кого-то менее. Синран, основатель Дзёдо-синсю, впервые указал на это и сказал, что на свои собственные силы в достижении Просветления рассчитывать никому не стоит. До этого, поистине революционного прозрения, все буддийские школы — в том числе и школа Чистой Земли, существовавшая в Китае, — в той или иной степени полагались на личные усилия практикующего.

Однако всё, чего мы можем добиться своими усилиями временно! Абсолютно всё. Через какое-то время мы лишимся всех заслуг, накопленных с помощью ЛЮБЫХ практик Своей Силы. А раз так, давайте возвратимся к началу и посмотрим, этому ли учил Будда Шакьямуни? Учил ли он нас кататься на Колесе Сансары вверх-вниз, испытывая то успех, то разочарование? Вот, мы приложили усилия, достигли какого-то результата и радуемся этому. А потом мы чуть дали слабину, и — ух! — вновь упали до того уровня, с которого начинали, если не ниже.

В Дзёдо-синсю все практики сравниваются в досками и брёвнами, которые после кораблекрушения плавают на поверхности моря, и за которые вы можете уцепиться, чтобы не утонуть сразу. Но спасти вас и доставить на берег может только Корабль Обета Амиды.

Но открыта дверь, и порыв ветра вынес муху на улицу!

Корабль Обета Амиды всегда рядом! Есть ли смысл отталкиваться от его борта и цепляться за какую-то доску, которая не сегодня, так завтра вместе с вами пойдёт ко дну?

И в заключение хочу осветить ещё один момент, который поразил меня своей простотой и глубиной, когда я познакомился с учением Дзёдо-синсю.

Все практики Своей Силы требуют для получения результата от них более или менее продолжительного времени. Тибетские монахи уходят в ретриты иногда на годы, чтобы добиться прогресса на том пути, который они избрали. Монахи Дзэн проводят часы и дни в сидячей медитации... Однако утверждается, что Природу Будды можно проявить мгновенно и перед Просветлением все равны, что его может достичь любой. Я всегда подспудно чувствовал в этих утверждениях какой-то подвох.

И однажды на какой-то из первых прослушанных мной лекций Синранкай (я уже ранее писал, что близкое знакомство с учением Дзёдо-синсю у меня произошло через эти лекции) проскользнула мысль, что, если для достижения результата от практик нужно время, то человек, находящийся при смерти, никак не может рассчитывать на достижение Просветления. Ведь у него совсем не осталось времени! Где же тогда наше всеобщее равенство перед Просветлением? Стало быть, не любой человек может его достичь! Не любой, если полагается на собственные усилия. А вот обрети Веру в Обет Амиды вполне могут все. Даже перед смертью. Даже беспросветные грешники.

И последнее. Не стоит относиться к Нэмбуцу как к практике для успокоения ума, нормализации дыхания, установления «контакта» с Амидой и пр. Нэмбуцу — это просто выражение благодарности Амиде. Вы тонули, и кто-то вас спас и вытащил на землю. Будете вы благодарны этому человек? Да! Что вы скажете ему? «Спасибо!» А если вас спас Амида? «Наму Амида Буцу!»

Каков же итог? Спросите себя, чего вы хотите. И, если вы хотите из года в год, из жизни в жизнь, то подниматься, то опускаться на Колесе Сансары, тогда практики Своей Силы —это то, что вам нужно. Будет весело! Радости и печали, счастье и горе, обретение супер-эго и самобичевание — всё это будет на вашем пути. Но только это — не то, чему учил Будда Шакьямуни. Нирваны, Спасения и Просветления на этом пути, увы, не достичь!