Найти тему
ДВИЖЕНИЕ ЭКА

Продукты выбирают жизнь: как фудшеринг помогает спасать планету? Часть вторая

Фудшеринг и закон

В российском законодательстве нет понятия «фудшеринг». Он относится к благотворительной деятельности, которую регулирует Федеральный закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Участники фудшеринга должны соблюдать требования в области безопасности продуктов. Они перечислены в ст. 3 «Федерального закона № 29-ФЗ О качестве и безопасности пищевых продуктов». Например, запрещено передавать фрукты с поврежденной кожурой. Продукты должны соответствовать санитарным нормам, которые содержатся в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ № 36 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».

3. Мобильные приложения

Заведения общепита и магазины могут не только отдавать, но и продавать нереализованные блюда со скидкой. Это не совсем фудшеринг, но близкая к нему практика. Для этого существуют специальные мобильные приложения: Eatmeapp, DoggyBag и др. Заведение – партнер проекта выкладывает свои предложения (например, «напиток и выпечка» или «набор-сюрприз») и указывает, когда можно забрать заказ. Вы оформляете и оплачиваете его онлайн и затем приходите за ним. Вот вам лайфхак, как сэкономить на еде из ресторана ;).

Акции в таких приложениях размещают в основном кофейни и пекарни, рестораны формата «шведский стол», фастфуд-заведения. Для них это – способ снизить издержки: продать еду (пусть и со скидкой), а не выбросить.

Источник фото: eatmeapp.ru

4. Пищевые банки

Это организации, которые на постоянной основе сотрудничают с крупными производителями, ритейлом, сетями общественного питания. Они получают излишки продукции со складов и передают нуждающимся через религиозные и благотворительные организации, через органы социальной защиты населения. В России по такому принципу работает «Фонд продовольствия “Русь”». Он передает более 5 тысяч тонн продуктов ежегодно.

Налог на добрые дела

Пока бизнесу в России невыгодно заниматься фудшерингом. Отдавая продукты на благотворительность, компания обязана уплатить НДС (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ). Раньше приходилось платить еще и налог на прибыль. С мая 2020 года стало возможно передавать товары на сумму до 1% от выручки без уплаты этого налога. Недавно в Минфин поступило предложение освободить продукты, предназначенные на благотворительность, и от НДС, а «Единая Россия» внесла законопроект о фудшеринге, так что ситуация может измениться к лучшему.

Фудшеринг – отличный способ избавиться от еды экологично. Но еще лучше – изменить привычки и перейти к рациональному потреблению. Начать этот путь вам поможет марафон «Еда для здоровья людей и планеты».

Узнать больше о фудшеринге можно, послушав вебинар «Как вкусно и с пользой спасать еду».

Наталья Захарова

Материал подготовлен порталом Ecowiki.ru