В ходе повышения уровня жизни в нашей стране развитие железнодорожного транспорта и в частности локомотивного хозяйства всегда занимало первостепенное значение.В этом контексте профессия машиниста локомотива остается одной из самых значимых и приоритетной в работе транспорта.
Вождение поездов осуществлялось с помощью паровозов, а работа паровозной бригады была очень тяжёлой. Машинист управлял сложной машиной, думал о том, как провести состав по участку, не допустив истощения паровой машины. Кочегар и помощник машиниста были заняты перекидыванием угля, подкачкой воды, экипировкой и смазкой паровоза в пути следования. За один рейс, ещё не вполне совершенные паровозы того времени проделывали путь около 100 км в одну сторону.
Требования к локомотивной бригаде всегда были высокими. Это в первую очередь строгая дисциплина, выполнение должностных обязанностей, связанных с явкой на работу, прохождением предрейсовой медкомиссии и инструктажа, приемкой локомотива и, конечно же, выполнением работ по рациональному ведению поезда.
Одним из сложных этапов было переучивание машинистов и их помощников с паровозной тяги на более современный вид тяги тепловозную.
Порой в работе машинистов были анекдотичные случаи, когда при отказе в работе электросхемы они пользовались не переносными лампами для поиска причины отказа, а обыкновенным веником, с помощью которого они пытались восстановить работу, махая им по клемным рейкам и аппаратам.
Или на пример, если неисправность возникала на станции и в это время там находились другие локомотивы, то машинист просил по радиосвязи подойти к нему на локомотив других машинистов, что бы они помогли найти и устранить возникшую проблему. Это происходило из-за того, что машинисты и их помощники, а особенно предпенсионного возраста плохо знали, как работает электросхема на локомотиве.
Известен случай, когда после долгого объяснения работы электрических приборов и порядка движения электрического тока один из слушателей спрашивает: я все понял, где что нажимать, куда смотреть только одного не пойму – как движется керосин по проводам.
Новый вид тяги потребовал от персонала локомотивных бригад совершенно по-новому относится к эксплуатируемым локомотивам, быстро ориентироваться, где начинать искать причину неисправности, которые увы в начальный период эксплуатации были довольно часто.
На тепловозах и электровозах в конструкции были установлены одна или несколько высоковольтные камеры. В одном из локомотивных депо произошёл пожар на тепловозе. В результате сгорели все провода и электрические аппараты в правой высоковольтной камере. Процесс ремонта занял довольно длительное время, а самое главное в процессе восстановления было использовано более 17 километром электрических проводов.
В общем пришлось приложить не мало усилий, локомотивные и ремонтные бригады могли качественно эксплуатировать и ремонтировать современные тепловозы и электровозы.