Найти тему
Бесполезные ископаемые

И фантасты как всадники...

Оглавление

Мое знакомство с научной фантастикой не было амортизировано ни Александром Беляевым, ни Жюль Верном. К счастью, у нас в доме книг почти не водилось. Благодаря этому обстоятельству в руки восьмилетнего мальчика попала настоящая "жесть". Точно также наиболее смелые из моих сверстников не ведая про "Алису в стране чудес" без колебаний пробовали отцовский самогон.

Однако "жесть" пришла ко мне не в графине с надписью "выпей меня". Это была удобных размеров книжка, похожая на советское издание Франца Кафки. Я прочел заголовок, открыл первую страницу и попал туда, куда меня не то что "отпустить", но при всем желании и "послать" никто не сумел бы.

Как я оказался в "Туннеле под миром"? Заболел, и бабушка по моей просьбе принесла мне что-нибудь, как ей казалось, в духе "Аэлиты", которую она мне пересказывала, из библиотеки швейного училища, где она служила гардеробщицей.

Первая же фраза вышибла меня из реальности сильнее, чем первый мат или "хайльгитлер": "Каждое утро он просыпался от собственного крика".

Читая дальше, я узнавал о вещах немыслимых в окружавшем меня мире. Вот к человеку ниоткуда приходит посылка, а в ней набор, конструктор "Построй человека". Причем совершенно гладкий ящик открывается по мысленному приказу. От такого сюжета свихнулись бы взрослые, живущие в городе, где по вечерам открыты только почтовые ящики. "Тут я вспомнил, - ужасается герой, - у одной из девочек не было пупка". Забыл приделать.

В другом рассказе фигурировал электронный мозг со страшным именем Мультивак. На последней странице на вопрос, чего он хочет, Мультивак отвечал: "Я хочу умереть".

Больше всего я завидовал одиночеству персонажей и рассказчиков сборника "Туннель под миром". Хлебнувшему в школе коллективных радостей было ясно, что такое возможно выдумать или пережить только в мире, где никому до тебя нет дела.

Последний рассказ назывался, кажется, "Саймон Флегг и Дьявол". Возможно, я путаю два рассказа разных авторов "Саймон Флегг и Дьявол" и "Сим удостоверяется", но, думаю, ради эмоциональной достоверности на это можно закрыть глаза. Я испытывал смутную радость оттого, что в сюжетах почти нет ничего специфически научного, требующего специальных знаний. "Келлахен и его черепашки" – какая тут наука.

Освоить эту книгу было все равно, что прослушать в год их появления "Electric Lady Land" Джими Хендрикса, "Metamorphosis" Iron Butterfly или "Paranoid" Блэк Саббат или "Безумный мир Артура Брауна". Буквально через несколько лет я сумел сравнить ощущение, и оно действительно совпало, словно дважды отведал любимое блюдо – "тот же странный эффект", как поется в одной гипнотической песенке 60-х годов.

Я с благодарностью вычитывал фамилии авторов – Шекли, Пол, Корнблат, Каттнер… Они и звучали, как имена рок-звезд, джазменов или просто демонов Запада, где можно "просыпаться от собственного крика", а не от голосов собирающихся на пахоту взрослых.

Бушевали пыльные бури, Гольдштюккер, какой-то Руди Дучке… Их сменяли неподвижные темные будни в глухом малорусском городе, узкие тротуары, голая высота тополей на бульварах, пустой горсад с забитыми окнами ресторана, кладбищенский запах лиственного тления… А я все осваивал "Туннель под миром", но пришел день, и книгу пришлось вернуть. Посылку из будущего с конструктором тоже конфискует ревизор оттуда.

В конце 70-х мне еще раз захотелось повторить ощущение времен пыльных бурь и "Пражской весны". Однако в каталоге городской библиотеки не оказалось книги с таким названием. Пришлось зайти в гастроном.

Там, влекомые "запахом мысли" толпились неудачные образчики баловства с конструктором "построй человека". С пупками или без – не знаю. Мода тогда была построже, да и граждане, даже самые порочные, вели себя скромнее.

Развязная скованность советских "сталкеров" не обещала ничего фантастического. Хотелось, чтобы "за спиной вырос Дьявол" и подсказал, где отыскать любимую книгу, но очередь за мной занял самый рядовой человек.

Сборник "Туннель под миром" утащил явно не он.

7.01.2006

👉Инкубы с простыми именами

-2

* Бесполезные Ископаемые на Радио России каждый понедельник в 21.10

иллюстрация Эда Эмшвиллера для «Туннеля под миром», журнала Galaxy Science Fiction, январь 1955 г., с. 7.
иллюстрация Эда Эмшвиллера для «Туннеля под миром», журнала Galaxy Science Fiction, январь 1955 г., с. 7.

#литература #фантастика #ссср #культура #история #бесполезные ископаемые #книги

Фэнтези
0