На школьную форму одет прабабушкин пиджак. Знаменитый, с орденами. Вот встает восьмилетняя Юля и раздается в комнате еле слышное бряцанье, напоминающее звон.
Смотрит Екатерина Степановна Кукушкина на правнучку и весело улыбается.
- Я очень люблю тебя, - говорит она ей серьёзно, когда взрослые в комнате уводят друг друга в свои разговоры.
Малышка прижимается к ней. Задорная, славная. Вскормленная вниманием и любовью. Сколько же нужно мудрости, чтобы научиться говорить ближним такие простые и нужные слова? Или, может быть, горестей?
Екатерина Степановна всю жизнь воевала. Сначала на фронте, потом вернувшись и отучившись в медицинском институте, в больнице.
Уплыла на войну она добровольцем в апреле 1942 года. Тогда был большой разлив, пришлось на лодке добираться до Переволоцка, а оттуда уже эшелоном отправляться в Сталинград.
-На войне, ой, как страшно было. Бывало, гудят небо и воздух. Света белого не видно. И чем, дальше, тем сильнее ощущается прожитое Там,- рассказывала Екатерина Степановна, оживляя картины прошлого.
- Так ползешь к перебитому кабелю. Мимо трупа, раненого…Последнего обязательно потом вытащишь на себе с поля боя. Даже немца. Он тоже человек. Знаете, отчетливо врезалось в память второе февраля 43-го. Вели пленных. На них было жалко смотреть. Плохо одетые. Замерзшие, с натянутыми на головы рубашками. Я тогда уже понимала, что не они виноваты. Не солдаты, идущие на смерть по приказу.
Многим ещё делится наша героиня. Больше пятидесяти лет она отдала медицине. А врачом стать решила Там же, на фронте. После того, как получила похоронку на брата.
- Думалось, что будь я медиком и окажись рядом, то многое сделать сумела бы, - качала головой наша хозяйка. Так, едва вернувшись с фронта, пошла в медицинский институт. Прием уже закончился, но её всё равно взяли, очень просила… В 1950-м закончила учиться. Вместе с мужем попросила распределить их в самый дальний района.
"Туда, где мы нужнее всех", - говорит Екатерина Степановна и добавляет: "Ощущение того, что я нужный человек, давало мне силы жить".
Вместе с мужем они и ночами часто трудились. Отработав пять лет в сельской больнице Адамовского района, вернулись в Оренбург, где он возглавил станцию переливания крови, а она вторую городскую больницу, в которую каждый день везли на скорой больных. В ургентное отделение, где приходилось воевать уже в мирное время.
- У меня девизом было: больной всегда прав. Ты поставь себя на его место, и пойми, как ему сейчас, - сама того не ведая, учила нас Екатерина Степановна.
И вот после этого вечера в её дружной семье, в которой почти все доктора, я никак не могу избавиться от чувства, что наше общество больно. Потому оно всегда право.
Это стремление скорее вырваться с работы. Это ощущение, что жизнь утекает. Это желание принадлежать лишь себе и своей семье. Заработать побольше. Верно ли оно?.. Трудный вопрос. Мучительный. Мы изменились. И кажется, не в лучшую сторону. Может быть, поколение Юли будет более жертвенным, сострадательным… и счастливым?
- Нет, ребятишки, хорошо живется, - уже, провожая нас довольно улыбалась Екатерина Степановна.
И не хотелось покидать эту однокомнатную уютную квартиру. Чья хозяйка по средам ходит в общественную баню и радостно ухает там, обливаясь после купания холодной водой. По пятницам ездит к сестре в Краснохолм, у которой летом возделывает город. А когда просто выходит на улицу, то отвечает на приветствия чуть ли не каждой второй женщины. У одной лечила, дочь, у другой внучку. Которая дома редко бывает одна.
- Это мой Костя, это моя Оля, это моя Лариса, а вот моя Катя. А Юля? Где она? Ах, вот, - показывая семейные фото, улыбалась она. По-ребячьи смотрела, как танцует ей правнучка, пила кофе с тортом и улыбалась. Жизнь удалась. Потому что в ней она, как была так и остается нужной. Всем и каждому.
2013 г. Оренбург
Пару лет назад не стало Екатерины Степановны. Но нет человека, который бы зная её, не вспоминал бы о ней.
#герои вов
#ветераны вов
#истории из жизни