В научный оборот поступили еще четыре документа, относящиеся к Сталинградской битве. Их рассекретило управление ФСБ России по Волгоградской области. А копии передали сотрудникам музея.
- Самые интересные из документов связаны с положением немецкой армии и ее союзников в январе 1943 года. Это разведданные, для получения которых приходилось пересекать линию фронта. Также в них содержатся сведения, касающиеся взаимоотношений с мирным населением, которое осталось в Сталинграде и регионе, - говорит специалист музея-заповедника “Сталинградская битва” Виктория Пискотина.
Гриф “Совершенно секретно” на месте, но мы знаем, что он уже не действует. Сводка №16 от 5 января 1943 года сообщает, что положение немцев все хуже. Нехватка продуктов и снарядов все острее. “По показаниям пленных, ежедневно сокращается норма расхода боеприпасов. Так, например, если в первый период после окружения каждый солдат получал в день по 100 патронов и 4 гранаты, то в настоящее время эта норма сократилась до 30 патронов и 1 гранаты. Наша агентура лично наблюдала, как немецкие солдаты собирали патроны, разбросанные по улицам и у блиндажей”.
А разведчик Алексеев узнал, что немцы получают по сто граммов хлеба через день. Захватчики пытались прокормиться за счет грабежа местного населения. Но и у самих сталинградцев было не так много припасов. Основной их пищей той зимой был холодец из кожи павших животных. Тех, кто работал на немцев, кормили: давали в день котелок супа с кониной и кусочек хлеба. С 10 января нацисты устроили перерегистрацию оставшихся в их части города жителей. За новую отметку в паспорте сталинградцы еще и заплатить должны были - восемь килограммов пшеницы. Такого взноса у большинства не было, поэтому европейские покорители народов согласились на рожь, пшено, овес, соль и даже мыло. А оголодавшие солдаты, зная, что русские вынуждены явиться в комендатуру с подношением, просто поджидали их на подходах и отбирали продукты.
Собирали сведения и о зверствах фашистов. Со слов жительницы хутора Калмыков (ныне Калмыковский, в Клетском районе Волгоградской области) Анны Реутовой, гитлеровцы расстреляли 25 евреев. Перед казнью их заставили самих вырыть себе могилу. А возле первой больницы кто-то прикончил четырех “фрицев”, так оккупанты согнали почти всех людей, кроме служивших у них, и угнали в неизвестном направлении. При этом в разговорах между собой германские солдаты с болью рассказывали о том, что творится дома: тоже голод и бомбардировки. Немецкая переводчица дала показания, что розыск евреев в городе проводили около 400 украинских полицаев.
Лейтенант госбезопасности Поль в середине января докладывает командующему 62-й армией Василию Чуйкову, что немцы перебрасывают штабы из других населенных пунктов в сам Сталинград. В уцелевших домах вставляют стекла и выкладывают печи. Между рекой Царицей и улицей Новорядской (находится в Дзержинском районе Волгограда) большое скопление немцев и румын. Вторые прямо говорят горожанам, что при первом удобном случае готовы сдаться в плен.
- В одном-полутора километрах от станции Разгуляевка по обеим сторонам дороги, идущей из Разгуляевки на Гумрак, в землянках размещена хорватская воинская часть. Всего хорватов, по подсчетам агентуры, более полка, - отмечает Поль.
Разведчик Иванченко после вылазки в немецкий тыл передает о потасовке на станции Гнилоаксайской (Октябрьский район). Пришел эшелон - в вагоны хлынули немцы и румыны. Германцы принялись избивать своих союзников, не пустив ни одного из них в поезд. Так и уехали.
Вплоть до 10 января немцы забирали девушек для отправки в Германию. Правда, вывезти их не могли, так как сами сидели в кольце.
Новые данные - уже от 25 января. До полного разгрома всего неделя. В шестой армии на передовую вытаскивают даже недолеченных из госпиталя. Боевых единиц не хватает. Агент Федосова разговорилась с немецким рядовым Паулем. Тот ей рассказал:
- Нам говорили, что у русских нет бензина, нет танков. Все это оказалось ложью. У русских много танков, и они по качеству лучше наших. Русские солдаты выносливее, чем мы, и настроение бодрое, хотя и отступили так далеко. Если бы нам пришлось так отступать, то мы войну давно бы проиграли.
Немцы выяснили опытным путем, что мясо собаки питательнее конины.
Читайте также: На чем играли и что пели на войне