Баффетт называет компанию See's Candy своим «бизнесом мечты». Раз самый известный инвестор в мире считает её лучшим примером качественной фирмы, которую он купил, давайте уделим ей немного внимания.
В See's Candies производят конфеты и шоколад. Магазины компании, в основном, расположены на западном побережье США. Это сезонный бизнес, большая часть продаж которого приходится на период между Днем Благодарения и Днем святого Валентина.
Когда Баффетт анализировал See's, он понял, что ценность нематериальных активов компании, таких как её бренд и лояльность клиентов, намного превышают предложенную стоимость на бумаге.
«Если парень отнесёт коробку на День святого Валентина какой-то девушке, и она поцелует его, то он наш вечный клиент. Теперь мы можем поднимать цену на коробку, потому что он всё равно придёт и купит в следующий раз именно её», - сказал Баффетт студентам бизнес-школы Университета Флориды в 1998 году.
Компания Бафетта - Berkshire Hathaway приобрела See's Candy за 25 миллионов долларов в 1972 году, когда она приносила прибылью 5 миллионов в год.
К 2007 году See's Candy стала приносить годовой доход в размере 82 миллионов долларов, что в три раза превышает сумму, которую Berkshire заплатила за компанию 35 лет назад.
Однако бизнес нельзя назвать быстрорастущим. Количество магазинов, продающих See's Candy, выросло со 167 до 214. Количество проданных фунтов также медленно росло - с 17 до 31 миллионов, что составляет всего 2% годовых.
Исключительная особенность компании была не в её потенциальном росте. А в том, что для работы бизнесу нужен был низкий оборотный капитал. Обычно компаниям, которые увеличивают свою прибыль с 5 до 82 миллионов долларов, требуется около 400 миллионов вложений для финансирования своего роста. Ведь потребности увеличиваются пропорционально росту продаж. See's же обходилась меньшим.
То есть Баффетт получал много прибыли, но не мог реинвестировать её в See's, поэтому он забирал её себе. К 2019 году Berkshire забрала из See's более 2 миллиардов долларов дохода, которые были использованы для покупки других предприятий.
«Долгосрочное конкурентное преимущество в стабильной отрасли - это то, что мы ищем в бизнесе», - писал позже Баффетт, «Если это сопровождается быстрым органическим ростом, отлично. Но даже без роста такой бизнес приносит плоды. Мы просто возьмем щедрые доходы от бизнеса и будем использовать их для покупки аналогичных предприятий в других местах».
Урок мэтра учит нас тому, что нужно искать компании с преимуществами, такими как сильный бренд, лояльность аудитории, большая маржинальность. Даже если они не могут использовать всю прибыль для дальнейшего роста, они будут постоянно отдавать её своим владельцам. Так мы можем покупать одни устойчивые дивидендные акции для реинвестирования прибыли в другие.
#уоррен баффетт #инвестор #деньги #дивиденды #денежный поток #истории реальных людей