Найти тему

"откуда растёт Я"

Начали на канале мы разговор с того, что "капот" психики при ее "техническом обслуживании" или психокоррекции, открыть можно двумя путями.

Один активирует систему "дерись или беги", именуется негативное подкрепление и имеет сомнительную этическую репутацию. Да, иногда в работе с детьми-аутистами приходится их пугать пистолетом. Не фигурально, сошлюсь на опыт известной логопедини. Сюжет занятия выстроен вокруг "бандитов", они грабят банк, и там даже угрожают ребенку пистолетом. Или "Звездные войны" и световой меч. В сущности, без разницы. Здесь, на будущее, отметим пару моментов: чтобы "мотивация на страхе" сработала, психокоррекция должна иметь сюжет, ясные цели и игровую компоненту. Которая, в конечном итоге, выводит от страха к позитивному подкреплению. Ты молодец, ты справился!

Положительное подкрепление, условный "дофамин" (в реальном мозге все чуточку сложнее) - второй путь открыть психику для коррекционных воздействий.

Мне ближе как пример работа с детьми-аутистами и гиперактивными. Но, вообще-то, любая психологическая помощь идет этим же путем. Опять отойду чуть в сторону. Не надо думать, что, к примеру, в кризисной психотерапии, где жертвы изнасилования, беженцы от войны и другие тяжелые жизненные ситуации у клиентов, путь "от страха" невозможен и не работает.

Прием парадоксальной интенции, или клин клином, научно обоснованный В. Франклом (выжившим в концлагере), очень даже применим.

- Так. С окна слез. Нечего мне тут комедию ломать, бросится он, - все это грубо и громко.

Работает.

Отдельно скажу, что в кризисной терапии директивность (делай раз, делай два) на первом месте. А безусловное принятие - на втором.

К чему все это, мало связанное, говорится?

У нас очень сложный объект обсуждения. Мозг. Доступ к которому только косвенный. Через психику.

На первом этапе развития субъект строго реактивен. Вот есть некие условия среды, есть отклик вегетативный "теплее-холоднее, сытнее-постнее". Мотивация, общение, познание, всё выстроено вокруг запомненных телесных ощущений. Приятных или не очень. Между собой эти ощущения объединены снаружи, через зрительное поле. Я вижу себя (руки, ноги, одежду), вижу предметы, знаю ощущения от них, двигаюсь к ним или в другую сторону.

На втором этапе появляется еще не "Я", но нечто внутреннее. Схема тела. Руки, ноги, туловище оказываются едины за счет мышечного чувства. В рамках зрительного поля схема тела становится своего рода точкой отсчета. Вот тут я и мои ощущения, на расстоянии Икс игрушка которая меня радует, на расстоянии два Икс - игрушка, которая радует больше. Дальше срабатывает темперамент, склонность нервной системы к реакциям побыстрее или помедленнее. И идет движение к игрушке на расстоянии Икс или два Икс.

Третий этап чаще всего ломается. Потому что при всей своей сложности он достаточно короткий, опирается на довольно хрупкие биологически структуры центральной нервной системы и зависит от многих внешних условий. Схема тела объединяется, уже внутри головы, без зрительного поля, со зрением и слухом, а также с речью Появляется и слово "Я", и самоощущение единого субъекта. Отметим, что именно тут брутально работает дофамин. Нет дофамина или избыток, "первичное Я" идет винтом. По-разному, но искажается. И бьет по всей психике.

Четвертый этап, он про согласование новорожденного "Я" с другими людьми. Здесь мое, там твое, так я играю, а сяк нет.

На пятом этапе формируется четкая иерархия из людей. Я, конечно, у себя самый главный. Но в мире главнее родители, учитель, некие правила поведения.

Вот на 4 и 5 ступенях развития субъекта и возникают основы для взрослых "закидонов".

Знаком феномен "а нас за что"? Ну вот, для примера. Человек получил от тебя некое одолжение. Услугу. Попросил, зная, что у этого действия есть определенная цена, ты ему сделал. Но когда ты пришел за ответной услугой, козья морда и "в кассу по прейскуранту". Кто-то приходит в себя, получив закономерный отказ от дальнейших услуг с твоей стороны. Кто-то не перестает удивляться, какие ж люди подлые. Нет, ну я взял у него сепульку, но это же не значит, что он может у меня брать бирюльку!

Именуется в психологии словечком "границы".

И "нас за что" это про мозаичность тех самых границ.

Нет единого и неделимого внутреннего "Я". Как следствие, согласование с другими людьми может достигаться только через жесткие стимулы "дерись или беги". Помним же, да, что единое и неделимое "Я" и позитивное подкрепление это две стороны одного целого?

Иерархия "Я" тоже не очень. Нет, вы, конечно, начальник, но я считаю... Видели б вы удивленные глаза в ответ на фразу, что через две недели можешь "ящитать" в любой другой фирме!

То есть, первый важный вывод. Разговор про мозг, психокоррекцию детей с нарушениями в развитии и психотерапию взрослых - это один общий разговор. По ходу пьесы буду обращаться к феноменам то из одной сферы практики, то из другой, то из третьей.

Второй важный вывод. Когда Карен Хорни и другие психоаналитики сто лет назад писали о том, что невротик жаждет любви, но не может любить, они вот про то же самое. Про несформированность дофаминовой системы подкрепления у людей с плоховато созревшим в детстве "Я". Чему есть и нейропсихологические, и нейрофизиологические свидетельства.

Третий вывод, самоочевидный. Будет сложно. Будут рассуждения, ведущие по причудливому лабиринту. Но будет интересно.

Обещаю.

Всегда ваш, А.Ц.