Найти в Дзене
ДА

10 шагов, которые помогут влить силы и бодрость и в любую организацию

Оглавление

Зачем нужны оздоровительные программы

Современное рабочее место – это “рассадник несоответствий между биологией и культурой”. Наше тело должно двигаться, ему нужна активность, но большинство из нас заняты сидячей работой. Организм испытывает потребность в свежей, простой пище, но нам приходится довольствоваться продуктами, которые утратили почти все свои полезные свойства. Вместо того чтобы активно взаимодействовать друг с другом, мы чаще всего работаем в изоляции и в результате постоянно чувствуем отчужденность. Исправить такое положение дел призваны корпоративные программы оздоровления. Они могут помочь сотрудникам наладить правильное питание, начать получать удовольствие от общения, сделать свою жизнь более гармоничной, найти смысл своей работы.

“Здоровый образ жизни – не просто лозунг. Сотрудники чувствуют себя счастливее, работают продуктивнее и реже отсутствуют по болезни””.

Существует классическая модель оздоровительной корпоративной программы. Главная ее цель – добиться положительных изменений в состоянии здоровья работников. Разработкой и реализацией такой программы занимается специально назначенный сотрудник или приглашенный специалист. Он проводит оценку, собирает отзывы и разрабатывает меры для решения выявленных проблем. В список этих мер обычно входят проведение консультаций по похудению, организация занятий физической культурой, создание группы поддержки для бросающих курить. С классической моделью есть лишь одна проблема: она не работает. А что же работает? Поддерживаемое большинством сотрудников движение за здоровый образ жизни. Чтобы запустить в компании такое движение, необходимо сделать следующее.

Измените свои установки

Станьте агентом перемен. Подобно Опре Уинфри, используйте свое влияние, чтобы распространять идею здорового образа жизни. При этом не стоит позиционировать себя как эксперта в области здоровья или фитнеса. Постарайтесь мыслить и действовать именно как инициатор положительных перемен. Для иллюстрации своих тезисов используйте сторителлинг, сравнения и метафоры. Убытки, которые компании несут из-за болезней сотрудников – это лишь одна из веских причин организовать движение за оздоровление. Человек не может работать в полную силу, если плохо себя чувствует.

Проведите оценку организационной культуры

Знаменитый американский психолог Абрахам Маслоу считал, что каждый человек имеет достаточно возможностей, чтобы добиться лучшего, на что он способен. Маслоу утверждал, что люди удовлетворяют свои потребности в определенной последовательности. Сначала – потребности, связанные с выживанием, затем – с обеспечением своей безопасности, после этого – потребности в принадлежности и любви, в признании и уважении, и, наконец, – потребность в раскрытии своего потенциала. Каждый из этих этапов чрезвычайно важен для психического и физического здоровья человека.

“Сосредоточиться на непосредственном, ощутимом здесь и сейчас эффекте физических упражнений гораздо продуктивнее, чем думать о долгосрочных результатах – таких, как снижение веса или улучшение физической формы””.

Чтобы сотрудники начали активно участвовать в оздоровительном движении, они должны чувствовать поддержку со сторону руководства и коллег. А для этого нужна соответствующая корпоративная культура. Иначе сотрудники отнесутся к вашим начинаниям равнодушно или будут сопротивляться, решив, что им что-то навязывают.

“Ваша главная задача – убедить и повлиять… поэтому вам придется стать агентом перемен””.

Обратите внимание на то, сколько сотрудников приходит в офис в плохую погоду. Если работа доставляет человеку удовольствие, то он приходит, несмотря ни на что. Если многие в ненастные дни остаются дома, то, возможно, в вашей компании сформировалась “негативная культура”. Есть и другой очень простой способ оценки корпоративной культуры. Поставьте стеклянную банку. Предложите сотрудникам в течение двух недель наполнять ее цветными стеклянными шариками. Цвет шарика означает то, как прошел рабочий день. Зеленый – все в порядке, красный – день прошел плохо, желтый – нечто среднее. Если красных шариков окажется больше, значит, движение по оздоровлению нужно начинать с оздоровления корпоративной культуры.

“Эксперты обращаются к нашему разуму и склонны перегружать нас фактами… Агенты перемен обращаются к нашему сердцу – и им удается на нас повлиять””.

Проведите “аудит культуры”, чтобы понять, насколько работа в вашей организации соответствует следующим критериям, основанным на иерархии потребностей Маслоу:

  • “Функционирование”. Предоставляется ли сотрудникам все необходимое для выполнения поставленных задач? Не следует нагружать сотрудников таким объемом работы, который они не способны выполнить.
  • “Чувства”. Чувствуют ли работники, что их ценят и уважают? Сотрудникам нужно показать, что их ценят. Не стоит скупиться на позитивные отзывы.
  • “Дружба”. Ощущают ли работники компании взаимосвязь? Поддерживают ли они друг друга? Сотрудников необходимо стимулировать к участию в проектах, требующих сотрудничества.
  • “Продвижение”. Предоставляет ли компания возможности для роста?
  • “Удовлетворенность”. Считают ли сотрудники, что в их повседневной деятельности есть глубокий смысл? Необходимо вдохновлять сотрудников на то, чтобы они стремились к высшей цели, и поддерживать их в этом направлении.
“Ваша задача, как лидера движения за здоровый образ жизни, – создать такие условия, в которых сотрудники будут мотивировать себя сами””.

По результатам проведенной оценки, разговоров с сотрудниками и своих наблюдений составьте отчет, с которым предложите ознакомиться руководству компании. Включите в него свои рекомендации. Затем на основе результатов аудита разработайте совместно со своей командой стратегии, которые помогут начать в компании движение за оздоровление.

Начните с положительного

Запустите информационную кампанию, темой которой будет не “Что у вас плохо” (да еще с доказательствами в виде результатов медицинских обследований), а, наоборот, “Что у вас хорошо”. Акцентируйте внимание на сильных сторонах, на том, что сотрудники уже делают правильно. Помните: страх – не мотиватор! Многие психологи уверены, что негативные посылы типа “Измените свой образ жизни – или вы умрете” не работают. К примеру, пугающие предупреждения на сигаретных пачках еще могут воздействовать на тех, кто не курит, но курильщиков они, напротив, чаще всего побуждают достать сигарету. Они думают: “Ладно, пусть мне станет еще хуже!” Некоторые специалисты называют этот обратный эффект “Пропади все пропадом”. И еще: попросите сотрудников примерно за полчаса перед сном составлять список из трех хороших событий, которые произошли с ними за день. Для успеха движения за оздоровление нужно сначала создать у сотрудников положительный настрой.

Создайте междисциплинарную команду

Используйте междисциплинарный подход. Пригласите в команду по организации оздоровительного движения сотрудников из разных отделов, принадлежащих к разным уровням корпоративной иерархии. Вам наверняка потребуется помощь отдела по работе с персоналом. Также необходимо участие того, кто отвечает за оплату труда и начисление бонусов. Особенно это нужно в том случае, если вы собираетесь предложить сотрудникам какие-то материальные стимулы. Очень полезно привлечь к участию кого-то из топ-менеджеров. К примеру, в L’Oréal движение за здоровый образ жизни начали с бесед на темы здоровья, которые проводили руководители компании во время обеденного перерыва.

“Здоровье в полном смысле этого слова значит куда больше, чем отсутствие болезни””.

Пригласите в команду работника IT-отдела. Он поможет выбрать наиболее подходящие для ваших целей социальные медиа и мобильное приложение. А это позволит внести в программу игровые элементы. Содействие IT-специалиста также понадобится для организации мероприятий с использованием аудио-, видео- и других технологий. Попросите сотрудников отдела маркетинга помочь с продвижением вашей программы. В работе команды используйте метод “Шести шляп мышления” Эдварда де Боно. Вручите каждому из участников шляпу своего цвета, которая определит его роль во время обсуждений концепции программы.

“Вознаграждение поначалу способно обеспечить стремительный рост числа участников программы, но… в ряде случаев оно снижает или вовсе уничтожает внутреннюю мотивацию””.

В Blue Shield, компании со штатом 5000 человек, междисциплинарная команда создала корпоративное движение “Революция здоровья”. Эта новаторская инициатива нацелена на обеспечение “здорового разума, тела и духа”. Она включает в себя ряд программ, информационных ресурсов и групп в социальных медиа, помогающих сотрудникам вести здоровый образ жизни. Благодаря этому движению 50% курильщиков бросили курить, 75% сотрудников стали потреблять больше фруктов и овощей. Высокое давление теперь отмечается только у 10% сотрудников (раньше им страдали 25%). В результате компания ежегодно экономит 3 миллиона долларов на выплатах по медицинским страховкам.

Обдуманно формулируйте аргументы

Не делайте упор на то, что, участвуя в программе, сотрудники станут здоровее. Приглашайте их просто принять участие в движении – это лучше мотивирует. Ощущая принадлежность к массовому движению, люди лучше воспринимают перемены.

“Стимулируя взаимодействие и сотрудничество между разобщенными подразделениями внутри организации, вы обеспечиваете себе значительные преимущества””.

Чтобы обеспечить поддержку высшего руководства и заинтересованность сотрудников, говорите об энергии, а не о здоровье, о практике осознанности, а не об “управлении стрессом”, о вовлеченности в рабочий процесс, а не о поддержании физической формы. Упоминайте разумное лидерство вместо оздоровительных мероприятий и призывайте повысить производительность, а не снизить риск заболеваний. Например, в компании Goldman Sachs программы подаются не как оздоровительные, а как возможность для сотрудников повысить свою конкурентоспособность.

Сосредоточьтесь на внутренних мотиваторах

Человек готов меняться, если у него для этого имеются личные мотивы. Ими может служить желание ощущать себя более энергичным, хорошо выглядеть на своей свадьбе, иметь возможность играть в активные игры с детьми и внуками. Мысль о том, что здоровье улучшится и обследования выявят меньше проблем, не приведет к реальным, устойчивым переменам. А материальное поощрение имеет лишь кратковременный эффект. Оно, наоборот, способно снизить заинтересованность человека в здоровом образе жизни или вовсе свести ее на нет. Нередко обещанные бонусы заставляют человека лгать. Например, ради получения награды за пройденное расстояние некоторые участники оздоровительных программ надевали шагомеры на своих собак. Когда человеку предлагается неправильное обоснование, он начинает воспринимать свое участие в программе как обязательство. Это приводит к возникновению чувства вины, запускает своеобразный порочный круг и в конечном итоге ведет к провалу.

“Подавляющее большинство респондентов отмечали, что, поработав волонтерами, они чувствовали себя лучше, настроение у них повышалось, уровень стресса снижался””.

Чтобы создать правильную и долгосрочную мотивацию, предлагайте сотрудникам такие варианты участия в программе, которые помогут им ощутить следующее:

  • “Компетентность”. Помогайте сотрудникам сосредоточиться на своих сильных сторонах, на том, что они делают верно, – так они обретут уверенность в своих возможностях.
  • “Автономия”. Это одна из фундаментальных психологических потребностей. Человек хочет осознавать, что он сам хозяин своей судьбы, но в то же время хочет чувствовать поддержку. Поэтому любая оздоровительная программа должна строиться в духе коучинга, а не принуждения и контроля.
  • “Социальные связи”. Объединившись с кем-то из коллег, сотрудники реже бросают занятия. Помогают даже виртуальные группы по интересам и форумы. Командные награды больше запоминаются, чем индивидуальные.
  • “Цель”. Говорите о занятиях как о средстве, помогающем обрести энергию и достичь своей личной жизненной цели.
  • “Игра”. Если вы хотите, чтобы к вашей программе относились с энтузиазмом, люди должны получать от участия в ней удовольствие.
“Обещание улучшить здоровье коллектива вряд ли склонит в вашу пользу лиц, принимающих решения. В этом случае вы можете рассчитывать лишь на дешевую программу, организованную «для галочки». Но если вы пообещаете, что сотрудники будут трудиться более продуктивно и энергично, это может сработать””.

Забудьте про SMART-цели и обратитесь к современным техникам постановки целей, например к методу “мини-привычек”. Предположим, если главная цель сотрудника – регулярно заниматься физическими упражнениями, предложите ему развить в себе привычку регулярно обходить пешком один квартал. Если человек отслеживает свои маленькие победы – делая обычные записи или пользуясь приложением – это увеличивает его шансы на успех.

Создайте стимулы к действию

Чтобы людям было проще делать выбор в пользу здорового образа жизни, создайте необходимые для этого стимулы прямо на рабочем месте. Один из таких стимулов – продажа полезных продуктов в торговых автоматах в офисе. Такие автоматы и другие схожие методы позволят отразить особенности корпоративной культуры и акцентировать внимание сотрудников на определенных корпоративных ценностях. Примером правильного подхода к созданию стимулов к здоровому образу жизни служит Nintendo. Помещения штаб-квартиры компании хорошо освещены, в них много зелени. В кафетерии предлагаются разнообразные полезные блюда, которые частично оплачиваются компанией, имеется салат-бар.

“Люди хотят приобщиться к высшей цели, хотят ощущать себя частью движения… и в этом случае изменения в их поведении с большей вероятностью сохранятся надолго””.

Какие еще стимулы можно создать? Включите освещение на лестнице, чтобы сотрудники пользовались ею, а не лифтом. Откройте в офисе тренажерный зал. Оборудуйте душевые. Спонсируйте корпоративные спортивные команды. Добавьте в меню кафетерия описание состава блюд. Обеспечьте продажу полезных закусок. В приемной вместо традиционной вазочки с конфетами поставьте для посетителей блюдо с яблоками.

“Если вы хотите направить людей по пути успеха, повысьте вероятность того, что они будут серьезно относиться к своему здоровью, физическому и психическому, и укрепляйте в них уверенность в себе. Чрезвычайно важно, чтобы, начиная свое движение за здоровье, вы сосредоточились первым делом на создании атмосферы энтузиазма””.

Руководство может помочь сотрудникам найти равновесие между работой и личной жизнью. Например, бонусы к зарплате следует начислять за определенные достижения, а не за дополнительные часы работы. Сотрудников, которые занимаются общественной деятельностью, нужно вознаграждать.

Сегодня не только в развитых странах население подвержено риску развития ожирения, диабета, заболеваний, связанных с хроническим стрессом. Вы и ваша компания можете изменить ситуацию к лучшему, сотрудничая в рамках оздоровительного движения с компаниями по всему миру.