Ермолаевский – один из красивейших и самых атмосферных переулков Москвы, собравший целую коллекцию архитектурных шедевров. Проходит он от Спиридоновки до Трехпрудного переулка, параллельно Садовой-Кудринской улице и Большому Патриаршему переулку.
Название у переулка появилось в XIX столетии по церкви во имя Ермолая Священномученика, «что на Козьем болоте». До того он именовался Коровьим – по Коровьей патриаршей слободе, располагавшейся в этой местности, и Панкратьевским –по фамилии местного домовладельца.
С 1961 по 1993 годы Ермолаевский назывался улицей Жолтовского, известного архитектора-ретроспективиста. По его проекту там построено несколько домов. Кроме того, Иван Жолтовский часто посещал Московское архитектурное общество, размещавшееся в доме №17. Сейчас в нем находится Московский музей современного искусства.
Застройка Ермолаевского переулка сложилась в основном из доходных домов XIX – начала прошлого столетий. Но выросли здесь в 1950-х и несколько сталинок, и номенклатурный дом – в 1980-е, и один жилой комплекс начала 2000-х.
Дом ЦК КПСС: квартиры для партийных боссов
Строение №8 называют ведомственным домом на Патриарших прудах. Его строили специально для членов ЦК КПСС в 1982-м году. Архитекторам предстояло вписать семиэтажный номенклатурный дом в окружение эпохи арт-нуво, поэтому на фасаде они выполнили эркерные окна, но аскетизм, характерный для советского модернизма, выдает брежневскую постройку.
В здании всего 22 квартиры, две из которых однокомнатные, две двухкомнатные, а остальные все трехкомнатные. Одна из «трешек» предлагается на последнем этаже. Ее размер 101 кв. м, 25 «квадратов» из которых занимает гостиная с эркером. Окна двух спален и балкон одной из них смотрят во двор. В квартире два санузла, кладовка и большая гардеробная. Из кухни можно выйти на большую лоджию, с которой открывается вид на сквер Патриаршего пруда (смотрите ниже в фотогалерее). Эта квартира с потолками 3 метра оценивается в 76,9 млн рублей.
Дом со львами: военачальники во мещанстве
Следующий дом (№9), достроенный в 1946 году, в отличие от предыдущего, богато украшен. Его для Генерального штаба Вооруженных сил Советского Союза строили архитекторы мастерской Ивана Жолтовского. По сталинскому указу им предстояло создать особняк с фасадами, декорированными в стиле классицизма, дабы тем самым выразить признательность высшему генералитету страны за служение Родине в военные годы и поселить их в центре столицы в роскошных бытовых условиях.
В доме жили главный маршал авиации Константин Вершинин, министр обороны СССР, маршал Андрей Гречко и академик АМН Ефим Смирнов, занимавшийся вопросами организации медицинской помощи раненым.
Въездные ворота украшены монументальными пилонами, на которые взгромоздились львы, поэтому особняк в народе прозвали «домом со львами». Балконы перемежаются с полуколоннами с лепниной, на крыше – лепной карниз. Когда Хрущев начал борьбу с архитектурными излишествами, этот красивый особняк стал одним из примеров «мещанства в архитектуре».
В доме для высших военачальников было всего шесть резиденций, и каких – с огромным холлом, 12 комнатами и помещениями под хозяйственные нужды.
Риэлторы рассказывают, что теперь в доме уже восемь квартир. Одна из них, площадью 160 «квадратов», продается на втором этаже. В ней сохранена анфиладная планировка комнат, оригинальные двери и окна в пол, выходящие на три стороны. В помещении три спальни, гостиная, кабинет и кухонно-жилой блок для домработницы. Три балкона выходят на Патриаршие пруды. Стоит такая резиденция 130 млн рублей.
Дом-тучерез Светловой
За этим домом возвышается один из первых тучерезов архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее (№10/7). Восьмиэтажный гигант возводили для купчихи М. А. Светловой в 1911-м. Но известно здание тем, что с 1938 по 1940 годы в нем жил ученый патологоанатом Алексей Абрикосов, первым бальзамировавший тело Ленина.
Сейчас на седьмом этаже можно стать владельцем «двушки» с панорамными окнами. В квартире площадью 61 кв. м два балкона, есть гардеробная. Высота потолков – 3,2 м. Квартира, в которой выполнен ремонт, стоит 64,4 млн рублей.
Дом Пиотровича: четырехметровые потолки
Вплотную к Музею современного искусства примыкает жилой шестиэтажный дом №19. Его возвел в 1910-м мастер доходных зданий в дореволюционной России Ольгерд Пиотрович. С двух сторон фасады строения украшают круглые эркеры. Как раз справа от до 1932 года стояла церковь Ермолая Священномученика, чье имя дало название всему переулку.
В бывшем доходном доме сейчас всего восемь квартир, с тремя и более комнатами. Четырехкомнатная на третьем этаже предлагается за 83 млн рублей (выше в фотогалерее). Площадь жилья – 131 «квадрат». Тут большие окна и высокие потолки – до 4 метров! Все комнаты изолированные. В 100 метрах находятся Патриаршие пруды.
Сталинка без архитектурных излишеств
Одна из сталинок (№21) в Ермолаевском переулке появилась в 1956 году. Нет в ее фасаде, конечно, той пышности, которая была присуща зданиям, возводимым при жизни «отца народов». Но это все равно величественное восьмиэтажное здание с тонкими лепными карнизами и высокими потолками в квартирах.
Большую «двушку» на последнем этаже здесь выставили на продажу за 51,3 млн рублей (выше в фотогалерее). Ее размер – 77 кв. м, в квартире два балкона. Из окон открываются виды во двор и на двухэтажный особняк, построенный Федором Шехтелем для себя и своей семьи (№28/15).
Второй особняк Шехтеля – эталон модерна
Это второй собственный дом архитектора в Москве. После смерти пятилетнего сына Шехтели решили переехать из прежнего дома на Ленинградском (тогда Петербургском) шоссе. Федор Осипович приобрел участок земли в Ермолаевском переулке и в 1896 году начал строительство по своему проекту. Зодчему помогал архитектор Владимир Адамович.
До того Шехтель построил особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, и у этого дома есть некоторое сходство с морозовским особняком, но архитектор привнес сюда и новые идеи, которые вскоре стали основой стиля московского модерна.
Здание мастер вписал полностью в участок неправильной формы, не оставив места для внутреннего двора. Объем гостиной расположили вдоль красной линии улицы, а все остальные части внутреннего пространства – вокруг центральной оси здания, которой стала дубовая резная лестница. Спустя семь лет Шехтель пристроил с северной стороны здания двухэтажную мастерскую.
В гостеприимном доме Шехтеля бывали Савва Морозов, Михаил Врубель, Исаак Левитан, Леонид Собинов…
В 1910-м семья перебралась в свой просторный особняк на Большой Садовой улице, продав старый дом купчихе Е. Я. Дунаевой. После революции здание перешло Наркомату иностранных дел.
Дом почти не перестраивали, поэтому хорошо сохранилось его внутреннее убранство с «родными» паркетом, оконными рамами и дверьми с латунными ручками (смотрите выше в фотогалерее). Сейчас дом принадлежит Министерству иностранных дел России.
#архитектура москвы #дом #ермолаевский переулок #патриаршие пруды #история москвы #квартира
Как Карен Шахназаров судился с американской дочерью за квартиру на Патриарших
Троицк: хрущевки, сталинки, новостройки и дачи писателей. Квартиры и дома от 6 млн рублей
Подписывайтесь на канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости